Глава девятая. УБИЕНИЕ МАДХУ И КАЙТАБХИ Глава одиннадцатая. РОЖДЕНИЕ БУДХИ

Глава десятая. ДАР ШИВЫ

Провидцы сказали:

Прежде ты говорил, о Сута, что неизмеримо-блистательный Вьяса,

Составив эту благую пурану целиком, преподавал ее [своему сыну] Шуке. (1)

Как же Вьяса, предававшийся подвижничеству, стал отцом Шуки,

Подробно расскажи об этом, как слышал от самого Кришны. (2)

Сута сказал:

Я поведаю о рождении Шуки, [как слышал] от Вьясы, сына Сатьявати,

О том, как появился на свет Шука, воистину отшельник и лучший из йогинов. (3)

На живописнейшей вершине горы Меру Вьяса, сын Сатьявати,

Предавался суровому подвижничеству ради обретения сына, твердый в своем решении. (4)

Повторяя однослоговую биджа-мантру Вач205, услышанную им от Нарады,

Он, владеющий сокровищем тапаса206, жаждущий сына, созерцал высшую Махамайю. (5)

[Вьяса думал:] «Огню, земле, ветру и воздушному пространству

По силе равный пусть будет у меня сын». (6)

Он, могучий, провел без пищи целый век,

Поклоняясь Махадеве и Благой [Богине] непрерывно. (7)

Шакти повсюду должна почитаться - такая мысль постоянно владела им,

Лишенный Шакти порицаем в мире, а обладающему Шакти возносятся почести. (8)

А на той вершине, в дивном лесу из деревьев карникара,

Развлекались боги, и [обитали] мудрецы, преуспевшие в подвижничестве. (9)

Адитьи, Васу, Рудры, Маруты и Ашвины

Обитали там, мудрецы и другие [создания], лучшие из постигших Брахман. (10)

Там, на снежной вершине горы, где звучали музыка и пение,

Вершил подвижничество праведник Вьяса, сын Сатьявати. (11)

Вся вселенная с движущимся и неподвижным была наполнена блеском его подвижничества,

И косицы мудрого Парашарьи приняли рыжевато-коричневый цвет207. (12)

Узрев этот блеск, испугался Супруг Шачи208.

Тогда заметив, что Турасаха209 дрожит от страха и терзаем усталостью, (13)

Молвил Бхагаван Рудра Магхавану.

Шанкара сказал:

Чем ты испуган, о Индра, и отчего твоя печаль, о Владыка богов? (14)

Никогда не следует гневаться над подвижников,

Ведь предаются подвижничеству мудрецы, зная меня, обладающего Шакти, (15)

И не желают ничего дурного те подвижники.

Услышав его слова, Шакра отвечал Быкознаменному: (16)

«Отчего предается подвижничеству Вьяса, какова цель, владеющая его сердцем?»

Шива сказал:

Ради обретения сына Парашарья предается суровому подвижничеству. (17)

Прошло уже сто лет, и сегодня я дарую [ему] прекрасного сына.

Сута сказал:

Молвив такие [слова] Васаве, Рудра, исполнившись милосердия, с радостным ликом, (18)

Явился к провидцу и рек ему, Учитель мира:

«Поднимись, о сын Васави, и да будет у тебя добрый сын, (19)

Исполненный всего великолепия, ученый, прославленный, о безгрешный.

Любимым всеми людьми (20)

Он будет, наполненным благостными качествами210 и истинно-могучим».

Сута сказал:

Тогда, услышав ласковые речи его, Кришна Двайпаяна (21)

Поклонился Держащему трезубец и отправился в свою обитель211.

Скоро добравшись до нее, истомленный многолетним подвижничеством, (22)

Он потер две дощечки для добывания огня, желая зажечь пламя.

И когда он, великая душа, тер друг об друга дощечки, у него внезапно

возникла мысль о рождении сына:

«Как от трения дощечек между собой [бывает] рождение (23 - 24)

Огня, таким же образом как у меня будет рождение сына?

Та [женщина], которая называется путрАраНи212, той нет у меня, (25)

Юной, осиянной красотой, происходящей из знатного рода, верной мужу.

И как я заимею жену, подобную оковам на обоих ногах, (26)

Способной рожать сыновей, постоянно пребывающую в верности мужу.

Ведь даже верная мужу, даже искусная [в домашних делах], даже красивая обликом жена, (27)

По собственной воле дарующая наслаждение - это всегда узы,

И даже Шива находится под властью [своей] супруги213. (28)

Так как же я смогу вести тяжелую жизнь домохозяина214

В то время как он был погружен в такие раздумья, Гхритачи, божественного облика [апсара], (29)

Явилась его очам, парящая поблизости в небесах.

Увидев находящуюся вблизи прекрасную апсару с подвижным взором, (30)

Тотчас пятью стрелами [Камы] был поражен215 стойкий в обетах

И подумал он тогда: «Что делать мне ныне в таком затруднении?» (31)

Если я в присутствие Дхармы216 поддавшись труднопреодолимому чувству страсти,

Приму ее, явившуюся сюда ради обмана, (32)

Будут смеяться надо мной, нестойким, подвижники, великие духом.

Как же, налагая на себя суровые епитимьи целую сотню лет, (33)

При виде апсары я, великий подвижник, мог самообладания лишиться?

Но пусть будет мне порицание за страсть, если мне несравненное счастье она [сулит]? (34)

Жизнь домохозяина217 дает покой, обретение сына и любовные услады.

Также сказано, что она дарует рай и несет освобождение для мудрых. (35)

Но может и не быть [мне счастья] с этой божественной девой,

Ведь прежде от Нарады я слышал сказ

О том, как попав под власть [чар] Урваши, царь Пуруравас унижение претерпел. (36)

 

Так в первой книге махапураны Девибхагавата заканчивается десятая глава,

называющаяся «Дар Шивы»

 

 

 

 

Глава девятая. УБИЕНИЕ МАДХУ И КАЙТАБХИ Глава одиннадцатая. РОЖДЕНИЕ БУДХИ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту