Глава седьмая. ПРОБУЖДЕНИЕ ВИШНУ Глава девятая. УБИЕНИЕ МАДХУ И КАЙТАБХИ

Глава восьмая. О НЕОБХОДИМОСТИ ПОЧИТАНИЯ ШАКТИ

Провидцы сказали:

Есть, о великий участью, большое сомнение в [правдивости твоего] рассказа,

Ведь мудрыми людьми [на основании] Вед, шастр и пуран установлено, (1)

Что три бога: Брахма, Вишну и Рудра вечны,

И поэтому нет никого выше их в этой вселенной, о великомудрый. (2)

Брахма создает миры, Вишну защищает,

А Рудра уничтожает в должный срок, так эти трое - причина [творения, поддержания и разрушения]. (3)

Будучи наделенными саттва-, раджа- и тама- гунами,

Они выполняют соответствующие обязанности. (4)

Среди них Пурушоттама,

Первый средь богов, Господь мира, Хари, Супруг Камалы, способен все деяния свершить162. (5)

Нет никого, кроме неизмеримо-мощного Вишну, кто был бы в силах сделать [это],

Как могла того Господа погрузить в сон Йогамайя, лишив его воли? (6)

Куда пропало то знание, которым он обладал, когда бодрствовал,

В этом [заключено] сомнение, о великий участью, подробно это объясни во благо. (7)

Кто та Шакти, о которой ты говорил прежде и которой был побежден могущественный Вишну,

Откуда она появилась и как, и какова ее мощь, расскажи это, о давший благой обет. (8)

Повелитель вселенной, Вишну, Васудева, Учитель мира,

Высочайшая душа, высшая радость, имеющий природу бытия, сознания, блаженства163, (9)

Свершитель всех дел, вседержитель, создатель, бесстрастный, всепроникающий, блистающий,

Как же дрёма его, величайшего, пленила? (10)

Таково наше сомнение, возникшее из чуда, о недругов покоритель,

Его разруби мечом знания164, о Сута, о ученик Вьясы великомудрый. (11)

Сута сказал:

Кто из движущегося и неподвижного в тройственной вселенной способен рассеять это сомнение,

Ведь даже мудрецы, вечные сыновья Брахмы, сбиты с толку, (12)

Нарада и Капила этим вопросом, о лучшие средь муни,

Что же я могу сказать, о великие участью, по этому трудному вопросу? (13)

В Ведах [одними] сказано, что Вишну - вездесущий вселенной хранитель,

И из него эта вселенная возникла с движущимся и неподвижным. (14)

Все они почитают, склонившись, величайшего бога

Нараяну, Хришикешу, Васудеву, Джанардану165. (15)

Также другие почитают Махадеву, Шанкару, Луною Венчанного166,

Трехокого, Пятиликого, держащего трезубец в руке, Быкознаменного167, (16)

Воспетого во всех Ведах под именем Трьямбака168,

Капардина, Пятиликого, имеющего Гаури половиной своего тела169, (17)

Постоянно обитающего на Кайласе170, обладающего всеми силами,

Окруженного сонмами бхутов, бога, прервавшего жертвоприношение Дакши171. (18)

Также иные знатоки Вед каждый день утром, в полдень и вечером

Восхваляют Сурью различными гимнами. (19)

Во всех Ведах [сказано, что] поклонение Сурье - это наилучшее [из поклонений],

И его, великую душу, именуют высочайшим духом172. (20)

Агни повсюду в Ведах восхваляется лучшими из знатоков Вед173,

Индра, владыка трех миров, [восхваляется], и Варуна также174. (21)

Как Ганга во многих потоках существует,

Так и Вишну во всех богах – так утверждают великие провидцы175. (22)

Три средства достоверного познания известны хорошим учёным:

Чувственное восприятие, вывод и словесное свидетельство – третье. (23)

Другие ученые добавляют к ним и четвертое – сравнение,

А иные, великомудрые, пятое – предположение. (24)

Семь [средств познания] называют мудрецы, знатоки пуран,

Но ими Высочайший Брахман непостижим176. (25)

Вывод должен делаться разумом,

Полным решимости, при обдумывании снова и снова. (26)

Умный человек должен принимать то, что доступно ощущению как самоочевидное,

И то, что видно из следования предписанной стезе. (27)

Знающие люди говорят, и в пуранах сказано,

Что в Брахме как творящая, в Хари как охранительная, (28)

В Харе как разрушительная, в Сурье как озаряющая,

В Черепахе и Шеше как поддерживающая землю сила, (29)

В огне как сжигающая сила, а в ветре как движущая,

Эта изначальная Шакти воплощена, пребывающая в каждой [твари]. (30)

Даже Шива приходит в состояние трупа, лишенный Кундалини177,

Любое [живое существо] без Шакти [ни на что] не способно - так известно озаренным. (31)

Таким образом повсюду в существах, неподвижных и движущихся,

От Брахмы до пучка травы178 в этой вселенной, [она присутствует], о подвижники. (32)

Лишенная Шакти вещь179, движущаяся или неподвижная, будет презираема,

И никто [без Шакти] не способен ни к победе над врагами, ни к передвижению, ни к приему пищи. (33)

Таким образом, Шакти вездесуща, и она распознаваема как Брахман180,

И мудрый пусть поклоняется ей различными [способами] и о ней размышляет. (34)

В Вишну [пребывает] саттвическая шакти, лишенный которой, он не в силах оберегать [мир],

В Брахме - раджасическая шакти, без которой он не способен творить, (35)

В Шиве тамасическая шакти, благодаря которой он производит разрушение,

Смотри на это и об этом постоянно размышляй. (36)

Шакти создает этот мир целиком и она его поддерживает,

И разрушает по своей воле мир этот, возникший из яйца Брахмы181 и наполненный движущимся и неподвижным. (37)

Ни Вишну, ни Хара, ни Шакра, ни Брахма, ни Павака,

Ни Сурья, ни Варуна [без Шакти] не способны свои обязанности исполнять. (38)

Ею наделенные, выполняют свои обязанности те боги,

И она, причина, наглядно замечается в следствиях [своих]. (39)

Обладающая качествами и не имеющая качеств – двойственной её именуют мудрецы182,

Обладающая качествами, она почитается страстными людьми, а лишенная качеств - отрешившимися от страстей. (40)

Она, невозмутимая госпожа Праведности, Пользы, Любви и Освобождения183,

Исполняет желания, будучи почитаема в соответствии с предписаниями. (41)

Не знают ее глупые люди, [чьи умы] покрыты майей,

Но даже иные знающие люди вводят в заблуждение других. (42)

Ради собственного чрева пандиты ереси одну за другой

Создают, побуждаемые Кали, убогие разумом. (43)

В это [век] Кали, как ни в какой другой век, о великие участью, возникают из многообразных раздоров

Учения, чуждые Ведам184. (44)

[Ради кого] Вишну предается суровому подвижничеству много лет,

И кого три бога - он, Брахма и Хара непрестанно созерцают? (45)

Вожделея, все три бога, Брахма, Вишну и Махешвара постоянно

Творят различные жертвенные обряды. (46)

Зная высшую Шакти, Богиню, называемую Брахманом185, величайшую по своей природе,

Непреходящую, они её созерцают постоянно. (47)

Поэтому знающие люди, исполнившись решимости, должны постоянно почитать Шакти,

Да будет известно это заключение всех шастр, о лучшие средь муни. (48)

Я слышал это от Кришны, а он узнал от Нарады,

А тот - от своего отца Брахмы, а Брахма - со слов Вишну. (49)

Мудрые пусть не слушают других и над речениями их пусть не размышляют,

Знающие люди, исполнившись решимости, пусть [только] Шакти постоянно почитают. (50)

Очевидно беспомощное положение существа, покинутого Шакти,

Поэтому Шакти должна быть известна [пребывающей] во всех созданиях. (51)

 

Так в первой книге махапураны Девибхагавата заканчивается восьмая глава,

называющаяся «О необходимости почитания Шакти»

 

 

 

 

Глава седьмая. ПРОБУЖДЕНИЕ ВИШНУ Глава девятая. УБИЕНИЕ МАДХУ И КАЙТАБХИ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту