Глава пятая. СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ХАЯГРИВЫ | Глава седьмая. ПРОБУЖДЕНИЕ ВИШНУ |
Глава шестая. ПРИГОТОВЛЕНИЯ МАДХУ И КАЙТАБХИ К ВОЙНЕ
Мудрецы сказали: О дорогой, ты говорил о битве, которую вёл Шаури в великом океане С Мадху и Кайтабхой пять тысяч лет. (1) Отчего те данавы, обладающие великой мощью, неодолимые, Непобедимые даже для богов, родились в водах Сплошного океана? (2) Как те асуры появились на свет и как они были убиты Хари - Эту удивительную историю расскажи, о великомудрый. (3) Мы все желаем услышать [эту историю], а ты – многонаслышанный сказитель137, По воле Судьбы [произошла] наша встреча. (4) Общение с глупцом ещё хуже яда, А общение с мудрым человеком подобно вкусу амриты138. (5) Все животные живут [как глупцы], они едят, мочатся, И им знакома удивительная радость соития, относящаяся к мирским удовольствиям. (6) Для них нет знания о сущем и не-сущем139 и различения, ведущего к освобождению, Так пусть будет известно, что люди, которые не слушают [эту пурану], подобны животным. (7) Олени и некоторые другие животные знакомы с наслаждением слышать [прекрасные звуки], И даже лишенные органа слуха змеи очаровываются звуками, когда [словно] пьют их. (8) Из пяти органов [чувств] благими являются слух и зрение, Благодаря слуху [появляется] знание сути [вещей], а зрение радует сердце. (9) Мудрыми, исполненными убежденности, сказано, что предметы для слушания делятся на три вида: Саттвические, раджасические и тамасические140, о великий участью. (10) Веды, шастры и тому подобное саттвичны, поэзия141 - раджасична, А слухи о войнах и чужих грехах тамасичны. (11) Саттвические предметы [для слушания] мудрые пандиты, [в свою очередь], разделили На три вида: высшие, средние и низшие. (12) Высшие - это те, которые даруют плод освобождения, средние - это те, которые даруют рай, И низшие - те, которые даруют [мирские] наслаждения, так сказано мудрецами, пришедшими к этому выводу. (13) Поэзия тоже бывает трех видов: высшая, [повествующая о любви] к собственной жене, Средняя - [о любви] к блуднице и низшая - [о любви] к чужой жене. (14) Тамасические предметы [для слушания] мудрые знатоки шастр разделили на три вида, Из них [повествования] о сражении с недругами, грозящеми смертью, относятся к высшему, (15) О борьбе с врагами из ненависти, как в случае пандавов142 - к среднему, И о беспричинных ссорах и распрях - к низшему. (16) Поэтому слушание пураны лучше всего, о великомудрый, [В ходе такого слушания] возрастает разум, накапливаются благие заслуги и происходит очищение от грехов. (17) Поэтому, поведай, о великомудрый, благой пуранический сказ, Способствующий достижению всех целей, который ты прежде слышал от Двайпаяны. (18) Cута сказал: Вы счастливы, о великие участью, и я счастлив на земле, Ибо ваше сердце устремлено к слушанию, а мое – к рассказыванию. (19) Некогда, когда в Сплошном океане пребывали растворенными три мира, И когда Бог богов Джанардана почивал на Шеше, [служащим] ему ложем, (20) Из ушной серы Вишну родились двое данав, обладающих великой мощью, Мадху и Кайтабха. Могучие, те дайтьи143 выросли в океанских водах, (21) Они находились в них, бродя и предаваясь играм здесь и там. Однажды их, огромных, играющих в великом океане (22) И бывших меж собой словно братья, посетила мысль: «Не бывает следствия без причины, повсюду одно следует за другим. (23) То, что нуждается в поддержке, никогда не бывает без опоры, Но мы не знаем, что есть наша опора (24) И на чем покоится эта бескрайняя и безмятежная водная гладь, Кем она создана, и каким образом возникла, и почему мы живем, погруженные в воды? (25) Каким образом мы появились на свет, кто нас породил, И где наши родители - этого мы не знаем». (26) Сута сказал: Желая разузнать это, они так и не пришли к заключению, И сказал тогда Кайтабха Мадху, находящемуся вблизи от него в воде. (27) Кайтабха сказал: О Мадху, брат, в воде пребывает могучая недвижимая сила, Она и есть причина, по моему мнению. (28) Ею пронизанные, эти воды стоят [неподвижно], И она, Величайшая Богиня, является причиной нас обоих. (29) Когда асурам, погруженным в размышление, пришло это прозрение, Тогда в воздушном пространстве они услышали пленительную биджу Вач144. (30) Они приняли ее и затем стали упорно повторять, И затем увидели прекрасную молнию, блеснувшую в небесах. (31) [Мадху и Кайтабха] подумали, что это, без сомнения, та мантра, [которую они повторяют], Зримая [в образе молнии] в небе и обладающая качествами. (32) Постигнув это, воздерживаясь от пищи, обуздав себя, посвятив ей свои мысли, После размышления они сделали главной целью ее повторение и созерцание. (33) Таким образом [Мадху и Кайтабха] предавались великому подвижничеству одну тысячу лет, И Высшая Шакти стала благосклонной к ним. (34) При виде тех усталых данав, стойко предающихся подвижничеству, Дабы явить им милость, [её] бестелесный глас промолвил145: (35) «Назовите, о дайтьи, желанный вами наиценнейший дар, И я пожалую его, довольная подвижничеством вашим». (36) Услышав этот глас, отвечали тогда данавы: «Смерть по собственной воле, о Богиня, такой дар пожалуй нам, о давшая благой обет». (37) Вач сказала: Моей милостью умрете желанной для вас смертью Вы, оба брата, неодолимые для богов и дайтьев, и нет сомненья в этом. (38) Сута сказал: Оба данава, удостоившись дара от Богини и опьяненные гордыней, Принялись играть в океане со стаями морских чудищ. (39) Прошло некоторое время, о брахманы, и данавы случайно Увидели могущественного Владыку созданий Брахму, восседающего на лотосе. (40) Повстречав его, они обрадовались и, обладая великой силой и желая битвы, Промолвили ему: «Сразись с нами, о давший благой обет! (41) Или же свой лотос оставив, ступай, куда хочешь, и не медли, Если ты слаб, разве это восхитительное сиденье годится для тебя? (42) Только герои достойны занимать это сиденье, а ты трус, так что освободи его». Услышав их слова, призадумался Владыка созданий. (43) При виде двух могучих героев, тот подвижник стал размышлять о том, Что ему делать, и остался сидеть, наполненный заботой. (44)
Так в первой книге махапураны Девибхагаватам заканчивается шестая глава, называющаяся «Приготовления Мадху и Каитабхи к войне»
|
Глава пятая. СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ХАЯГРИВЫ | Глава седьмая. ПРОБУЖДЕНИЕ ВИШНУ |