Реклама
Анувака 10 Заключительные мантры

Анувака 11

АНУВАКА 11

Силы, управляющие миром

1

САХАСРАНИ САХАСРАШО ЙЕ РУДРА АДХИ БХУМЬЯМ

ТЕШАГУМ САХАСРАЙОДЖАНЕ'ВА ДХАНВАНИ ТАНМАСИ

Значение слов:

Сахасрани - тысячи. Сахасрашо - тысяч. Йе - которые. Адхи Бхумьям - обитают на Земле. Тешам - их. Дханвани - луки. Ава .... танмаси - без тетивы. Сахасрайджане - на расстоянии тысячи йоджан ( одна йоджана = 10 миль).

Объяснение:

В 10-й Ануваке Рудра воспевался как Парамешвара – Высший источник и управитель всего в мироздании. В 11-й Ануваке воспевается присутствие Рудры во всех формах мироздания в виде Его армии - энергий - сил, управляющих законами мира. Сахасрани Сахасрашо - тысячи тысяч Рудр – армия Рудраганов - являются проявлениями Рудры, неотделимыми и неотличными от Него, существующими повсюду в мире, чтобы либо наказывать либо вознаграждать живых существ в соответствии с их кармой. Этим группам Рудр как армии Рудры посвящены 13 мантр этой Ануваки с 1 по 13. Йе - которые. Адхи Бхумьям - обитают на Земле - эта мантра обращена к Рудрам, которые являются владыками Земли. Дханвани - луки. Ава .... танмаси - без тетивы - мы просим их (Рудр) развязать тетиву своих луков и держать их на расстоянии тысячи йоджан от нас - что означает. Луки - символизируют истинную реальность и основу мироздания - первое проявление Высшего чистого Сознания как изначальная вибрация и энергия Творения - Пранава, АУМ, к которому привязана тетива Майя Шакти, создающая иллюзию реальности мира и иллюзию самости самости – Эго человека. Тетива лука - символизирует связанность индивидуального сознания- Дживы силой Майи, неведением и отождествлением с именем и формой. Просьба к Рудрам держать луки без тетивы подальше от нас - это молитва об освобождении индивидуального сознания от неведения и связанности Маей, которая и создает видение бесчисленных сил - Рудр, угрожающих и несущих страдания Дживам. Они олицетворяют собой Закон кармы, воздающий людям по заслугам в соответствии с плодами их действий.

Символизм:

Рудры, обитающие на Земле - это энергии тонкого тела, оживляющие грубое физическое тело. Тысячи Рудр - означают каналы, по которым течет энергия жизни - прана. Цель йоги - направить Прану в центральный канал, сушумну. Это значит обесточить периферию, т. е. Ослабить тетиву луков - проводников этой праны. Натянутые луки тысяч Рудр означают полную циркуляцию праны, а значит и индивидуального ограниченного сознания - Дживы в материальном измерении и вытекающее из этого двойственное восприятие мира и страдания. Прана в центральном канале означает истинное видение и счастье. Согласно Брихадараньяка Упанишаде 11 главных Рудр соответствуют 10- ти индриям плюс Ум.

Смысл мантры:

Существуют тысячи тысяч Рудр ( бесчисленное количество), которые обитают на Земле ( как проявления сил, олицетворяющих Закон кармы, воздающий людям по заслугам в соответствии с  плодами их действий). Мы просим их держать свои луки с отвязанной тетивой на расстоянии тысяч йоджан ( бесконечно далеко) от нас ( мы молимся освободить нас от связанности силой Майи, от неведения и отождествления с телом, которое порождает карму)!

2

АСМИН МАХАТЬЯРНАВЕ 'НТАРИКШЕ БХАВА АДХИ

Значение слов:

Асмин - в этом ( мире). Махат - великий. Арнаве - океан. Антарикша - пространство между Землей и Небом. Бхава Адхи - существующие обитатели.

Объяснение:

Эта мантра обращена к Рудрам, обитающим в Антарикше. Антарикша - в ведической мифологии это воздушное пространство, промежуточная космическая зона между небом и землей. Иногда антарикша называется самудра -море и описывается в Ригведе, как тёмное, чёрное, заполненное облаками, туманами, водой. Махат Арнаве- великий океан - тот же символ Антарикшы как океана первозданной энергии стихий. Бхава Адхи - обитатели - Антарикшу населяют враждебные людям полубоги, вредоносные духи воздуха, гандхарвы - небесные музыканты, апсары - танцовщицы, также с ней связаны Индра - глава богов, Бог грома и молнии, маруты - божества бури и ветра, Вата - обожествленная сила ветра, Ваю - индивидуализированная форма божества ветра и жизненное дыхание живых существ, Рарджанья – божество грозовой тучи и дождя и др. Эта мантра - молитва об умилостивлении грозных стихий и сил Природы.

Смысл мантры:

В этом ( мире), в великом океане Антарикши ( в океане первозданной энергии - в промежуточном пространстве между небом и землей - проявленным миром), существуют обитатели ( Рудры - как силы первозданной Природы, энергии стихий - ветра, бури, грома, молнии, которые могут нанести вред людям). С этой мантры вплоть до мантры 9, фраза "Мы просим их держать свои луки с отвязанной тетивой на расстоянии тысяч йоджан ( бесконечно далеко) от нас" подразумевается добавленной к каждой из мантр. В знак подтверждения этого, фраза повторяется в мантре 10.

3

НИЛАГРИВАХ ШИТИКАНТХА ШАРВА АДХАХ КШАМА ЧАРАХ

Значение слов:

Нилагрива - Шива, чье горло стало синего цвета из-за выпитого яда. Шитикантха - белая шея. Шарва - имя Рудры как разрушителя. Адхах Кшам-ачарах - обитатели нижних миров.

Объяснение:

Нилагрива - Шива, чье горло стало синего цвета из-за выпитого яда. Синий цвет горла - символ неведения. Нилагрива - тот, кто уничтожает неведение и контролирует тамогуну. Шити кантха - Шива, имеющий белоснежную шею до принятия яда - символ чистоты абсолютной Истины. Это также означает, что все творение находится в тонкой форме в горле Шивы. Оба имени Шивы здесь означают, что Рудры этой мантры не отличны от Шивы. Шарва - Рудра как разрушитель - означает Того, кто уничтожает негативную карму, наши животные тенденции.

Смысл мантры:

Существуют Рудры - Разрушители, имеющие синее горло ( Нилагрива - уничтожающие неведение) и белоснежную шею ( Шитикантха - воплощение чистоты абсолютной Истины), которые обитают в низших мирах ( в Патала локе, где души искупают плоды негативной кармы).

4

НИЛАГРИВАХ ШИТИКАНТХА ДИВАГм РУДРА УПАШРИТАХА

Значение слов:

Нилагрива - Шива, чье горло стало синим из-за выпитого яда - тот, кто уничтожает неведение и контролирует тамогуну. Шити кантха - Шива, имеющий белоснежную шею до принятия яда - символ чистоты абсолютной Истины. Дивам - небеса, Сварга лока. Упа-шритаха - обитатели высших миров, боги.

Смысл мантры:

Существуют Рудры, имеющие синее горло ( Нилагрива - уничтожающие неведение ) и белоснежную шею ( Шитикантха - воплощение чистоты абсолютной Истины), которые обитают в высших мирах на небесах ( в Сварга локе - мире богов, где души наслаждаются плодами благой кармы). Мантры с 1 по 4 по смыслу составляют одну мантру, обращающуюся к Рудрам, обитающим на Земле, в эфирном пространстве, в подземных мирах и на небесах, что охватывает все миры проявленной Вселенной.

5

ЙЕ ВРИКШЕШУ САСПИНДЖАРА НИЛАГРИВА ВИЛОХИТАХА

Значение слов:

Йе - те Рудры. Врикшешу - которые находятся в деревьях. Саспинджара - желто - красный цвет. Нилагрива - синее горло. Вилохита - красный цвет.

Объяснение:

Врикша - дерево. Упанишады и Бхагавадгита описывают сансару как дерево - Сансара врикша. ( см. комментарии к Ануваке 2:2) Врикшешу - те, кто находятся в деревьях – символизирует человеческих существ, находящихся в сансаре. Саспинджара - желто- красный цвет - цвет восходящего Солнца, символизирует Знание и Энергию, ведущие к освобождению.

Также:

Сас - сон, лень - тамас, пин - напиток, джара - выбрасывание, удаление. Саспинджарая - тот, кто уничтожает тамас -тьму неведения. (см. комментарии к Ануваке 2:3) Нилагрива - тот, кто уничтожает неведение и контролирует гуну тамас. Вилохита - красный цвет - тот, кто контролирует гуну раджас.

Символизм:

В этой мантре Врикшешу - символизирует человеческих существ, находящихся в сансаре. Джива - человек, пребывающий в неведении, не узнающий свою истинную природу. Нилагрива - символизирует гуну тамас, которая скрывает истинное Я, а Вилохита - гуну раджас, которая создает чувство отдельной личности, деятеля. Саспинджара - символизирует духовное Знание и Энергию, которые уничтожают неведение и связанность идеей Я- деятель, что ведет к познанию Истины и освобождению. ( см. комментарии к Ануваке 1:8)

Смысл мантры:

Существуют (Рудры ), которые пребывают в деревьях (в человеческих существах, пребывающих в сансаре), обладающие желто-красным цветом ( Знанием и Силой, которые уничтожают неведение), имеющие синее горло ( способность контролировать гуну тамас, скрывающую истинное Я) и красный цвет ( способность преодолеть гуну раджас, создающую чувство отдельной личности - делателя).

6

ЙЕ БХУТАНАМ АДХИПАТАЙО ВИШИКХАСАХ КАПАРДИНАХА

Значение слов:

Йе - те Рудры. Бхута - невидимые существа, духи, призраки. Адхи Патайо - лидеры групп. Ви- шикха-сах - с бритыми головами. Капардинаха - со связанными в узел волосами.

Символизм:

Бхута - буквально "бывший", в индуистской мифологии демонические существа, принадлежащие к свите Шивы (одно из имён Шивы — Бхутешвара, Владыка Бхутов). Они иногда идентифицируются с духами умерших. Бхуты обычно враждебны людям, живут на кладбищах, но могут быть также хранителями деревни или дома, где они поселились. Адхи Патайо - Рудры как лидеры групп Бхутов. Бхутанам - может означать Панчабхутас, пять первоэлементов, из которых состоит весь проявленный мир. Тогда Адхи Патайо - означают те проявления Рудры, которые контролируют элементы и ответственны за всю космическую активность. Также эта мантра может означать лидеров Бхутов, таких как Бхайрава, форма Шивы. Вишикхасах - с бритыми головами. Волосы символизируют Майю. Бритая голова - символ отречения от мира. Капардинаха - со связанными в узел волосами – что символизирует контроль над Майей.

Смысл мантры:

Существуют ( проявления Рудры), которые управляют пятью первоэлементами творения ( Панчабхутас - эфир, воздух, огонь, воду и землю), имеющие бритые головы ( неподвластные силе Майи), и связанные в узел волосы ( имеющие контроль над Майей).

7

ЙЕ АННЕШУ ВИВИДХЬЯНТИ ПАТРЕШУ ПИБАТО ДЖАНАНЭ

Значение слов:

Йе - те Рудры. Аннешу - которые находятся в пище. Ви-видхьянти - кто причиняет вред различными способами. Патрешу - в сосудах. Пибато - в напитках. Джанане - жизнь людей.

Смысл мантры:

Существуют ( Рудры), присутствующие в пище, напитках и сосудах, которые могут причинять вред жизни людей.

8

ЙЕ ПАТХАМ ПАТХИРАКШАЙЯ АЙЛАБРИДА ЯВЬЮДХАХ

Значение слов:

Йе - те. Патхам - пути, духовные традиции. Патхи Ракшая - охранители путей ( духовных традиций), защитники. Айлабрида - те, кто обеспечивают пищей, удовлетворяют все нужды преданных. Явьюдха - те, кто сражаются с врагами, уничтожают препятствия.

Смысл мантры:

Существуют ( Рудры), которые охраняют пути ( духовные традиции), кто удовлетворяет все нужды ( преданных), кто сражаются с врагами ( уничтожают препятствия на пути).

9

ЙЕ ТИРТХАНИ ПРАЧАРАНТИ СРИКАВАНТО НИШАНГИНАХА

Значение слов:

Йе - те. Тиртха - буквально - переправа, священное место. Прачаранти - приходящие. Срикаванто - острые ножи. Нишангинаха - мечи.

Символизм:

Йе Тиртхани Прачаранти - те, кто приходят в священные места. Срикаванто - с острыми ножами. Нож, отсекающий дерево сансары в виде привязанностей, - означает непривязанность, бесстрастие - вайрагью. Это Рудры, обладающие вайрагьей. Нишангинаха - с мечами. Нишангина - означает меч знаний, Джняну. Это Рудры, обладающие Джняной, отсекающей неведение - Авидью.

Смысл мантры:

Существуют ( Рудры), которые приходят в Тиртхи ( священные места, очищающие ум духовных искателей) с острыми ножами ( обладающие бесстрастием - вайрагьей, отсекающей привязанности) и мечами (обладающие Знанием - джняной, отсекающей неведение - Авидью). Мантры 8 и 9 вместе составляют одну мантру. Она относится к Рудрам - защитникам духовных традиций, "ангелам-хранителям".

10

ЙА ЭТАВАНТАШЧА БХУЙЯГУМСАШЧА ДИШО РУДРА ВИТАСТХИРЕ

ТЕШАГУМ САХАСРАЙОДЖАНЕ'ВА ДХАНВАНИ т ТАНМАСИ

Значение слов:

Йа - те, которые. Этаванта - намного больше. Ча - и. Бхуйам-сах ча - и даже более, чем. Дишах - четыре направления света. Витастхире - находятся.

Символизм:

Здесь подчеркивается бесконечное количество форм проявлений Рудры, фактически его присутствие во всех существующих формах жизни во вселенной.

Смысл мантры:

Эти Рудры, и еще намного больше ( Рудр), и даже больше, чем они, находятся во всем четырем сторонам света. Мы просим их держать свои луки с отвязанной тетивой на расстоянии тысяч йоджан ( бесконечно далеко) от нас! ( мы молимся освободить нас от связанности силой Майи, от неведения и отождествления с телом, которое порождает карму)!

11

НАМО РУДРЕБХЬЙО ЙЕ ПРИТХИВЬЯМ ЙЕ НТАРИКШЕ ЙЕ

ДИВИ ЙЕШАМ АННАМ ВАТО ВАРШАМ ИШАВАС ТЕБХЬЙО

ДАША ПРАЧИРДАША ДАКШИНАДАША ПРАТИЧИРДАШО

ДИЧИРДАШОРДХВАС ТЕБХЬЙО НАМАСТЕ НО МРИДАЮНТУ

ТЕ ЙАМ ДВИШМО ЯСЧА НО ДВЕШТИ ТАМ ВО ДЖАМБХЕ ДАДХАМИ

Значение слов:

Намо - поклон. Рудребхйо - Рудрам. Йе - тем, кто. Притхивьям - на Земле. Антарикше - в эфирном пространстве, Акаше, между Землей и Небесами. Диви - на Небесах. Йешам - которые (используют). Аннам - пищу. Вата - ветер. Варшам - дождь. Ишавах - ( как) стрелы. Тебхьях - им. Намасте - намаскар, приветствие. Даша - десять раз. Прачих - на Восток. Дакшина - на юг. Прачитих - на Запад. Удичих - на Север. Урдхвах - вверх. Но Мридаянту - пусть ( они) сделают нас счастливыми. Йам - тех, кого. Двишмах - мы ненавидим. Йах - кто. Нах - нас. Двешти - ненавидит. Там - их всех. Дадхами - отдаем. Вах - в их. Джамбхе - открытые рты.

Объяснение:

В этой мантре объединены три мантры, которые обращены к трем категориям Рудр - обитающим на Земле, в Акаше и на Небесах, которые являются тремя планами творения - Бхур, Бхувах и Сваха. Те Рудры, которые обитают на Земле, используют пищу как стрелы, чтобы причинить вред людям ( в виде вредной пищи, голода или переедания). Те Рудры, которые обитают в эфирном пространстве Антарикше, используют ветер как стрелы ( в виде бури, урагана, циклона и т. д. ). Те Рудры, которые обитают на Небе, используют дожди как стрелы, принося ущерб людям ( в виде наводнений или засухи). Для их умилостивления мы предлагаем им по десять намаскаров в каждом направлении света. Намаскар - это приветствие со сложенными вместе у сердца ладонями.

Символизм:

Три категории Рудр - символизируют три состояния сознания в проявленном мире: вишва - состояние бодрствования и грубого материального восприятия, теджас - состояние сна со сновидениями и тонкого образного, символического восприятия, праджня - состояния глубокого сна и медитации и восприятия за пределами видимых форм. Этим трем видам проявления сознания в материи соответствуют три формы космического Сознания соответственно - Вират Пуруша, Хираньягарбха и Ишвара. Сознание в форме Вират Пуруши - это обычное состояние бодрствования - Вишва. Его символизируют Рудры Земли, так как это состояние материального восприятия и связано с физическим телом. Сознание в форме Хираньягарбха - это состояние сна со сновидениями - Теджас. Его символизируют Рудры эфира, так как это состояние тонкого восприятия и связано с тонким эфирным телом. Сознание в форме Ишвары - это состояние глубокого сна и медитации - Праджня. Его символизируют Рудры небес, так как это состояние восприятия истинной природы реальности и связано с причинным телом. Праджня - мудрость и знание истинной реальности не проявлено, так как его скрывает неведение. Продолжительные усилия не одной жизни и божественная милость приводят к очищению разума. Когда покров неведения исчезает, мудрость – праджня обнаруживает Истинное Я. В этом состоянии ни тело ни мир не воспринимаются. Все видится как проявление единого Сознания - Параматмана. Это состояние называется сампраджнята самадхи. Это состояние само по себе - небеса. В состоянии бодрствования главной является пища ибо физическое тело зависит от пищи. В состоянии сна со сновидениями главной является жизненная энергия Прана Вайю или энергия дыхания, ибо тонкое тело состоит из Праны и зависит от Праны. В состоянии глубокого сна и медитации главным является нектар блаженства Сома, который питает причинное тело, также как пища и питье питают грубое физическое тело. Голод и жажда исчезают в этом состоянии. Намаскар - приветствие со сложенными вместе у сердца ладонями символизирует поклонение Высшему Я, присутствующему в сердце как Атман. Десять намаскаров - соответствуют десяти органам чувств человека, индриям - пяти органам действия и пяти органам познания мира, которые таким образом направляются на Высшее и очищаются. Намаскары, предлагаемые в пяти направлениях - соответствуют пяти лицам Шивы, которые символизируют Сознание, лежащее в основе проявленного мира и пронизывающее мир ( четыре стороны света) и находящееся за его пределами как Парабрахман, Абсолют ( лицо, обращенное вверх). Предложение намаскаров в этих направлениях означает намерение обрести контроль над органами чувств и умом и направить их на путь познания и служения Высшему. Поклонение Высшему выполняется речью ( произнесением мантр), телом ( сложенными в Намаскар ладонями) и умом ( сознанием, сосредоточенном на Высшем). Последнее направление - вверх освобождает от неведения и дарует высшее счастье освобождения. Те, кого мы ненавидим и кто ненавидит нас - это наши негативные качества и привязанности, которые перемалывает и трансформирует наше поклонение. Мы бросаем их в широко раскрытые рты Рудр, которые символизируют топку, в которой горит огонь Знания истинной природы, сжигающий нашу карму.

Смысл мантры:

Поклон Рудрам, которые присутствуют на Земле ( как сознание в состоянии бодрствования, связанное с физическим телом и грубым материальным восприятием мира), в эфирном пространстве Антарикша ( как сознание в состоянии сна со сновидениями, связанное с тонким эфирным телом и символическим восприятием реальности), на небесах (как сознание в состоянии глубокого сна и медитации, связанное с причинным телом и восприятием истинной природы реальности), стрелами которых являются (соответственно) пища ( от которой зависит физическое тело), воздух ( Прана- энергия жизни, от которой зависит тонкое эфирное тело), дождь ( нектар Сома, от которого зависит причинное тело)! Мы предлагаем им поклонение - намаскары (стремление обрести контроль над органами чувств и умом и обращение их к Высшему), По десять раз( для очищения 10 органов чувств): десять на Восток, десять на Юг, десять на Запад, десять на Север ( в направлении четырех сторон света, осознавая присутствие Сознания в проявленном мире), десять вверх ( в направлении Парабрахмана, Абсолюта, осознавая его запредельность). Пусть это ( поклонение) даст нам счастье! Тех, кого мы ненавидим, и тех, кто ненавидит нас ( наши негативные качества и привязанности), мы бросаем в их ( Рудр) открытые рты ( в огонь Знания истинной Реальности, сжигающий нашу карму)!

Действие мантры:

Эта мантра очищает сознание и устраняет неведение.

Анувака 10 Заключительные мантры
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту