Анувака 6 | Анувака 8 |
Анувака 7
АНУВАКА 7 Путь к освобождению, этапы и знаки на пути. Эта Анувака описывает путь преданности, Бхакти йогу, также известный как Упасана, ведущий к освобождению 1 НАМО ДУНДУБХЬЯЯ ЧА ХАНАНЬЯЯ ЧА Значение слов: Дундубхи - звук, производимый барабаном. А-хананья - удары барабанных палочек. Объяснение: В Брихадараньяка Упанишаде (2.4.7) проводится аналогия: барабан и удары барабанных палочек по барабану символизируют объекты наслаждения органов чувств человека и контакт органов чувств с этими объектами. Барабан, как инструмент для извлечения звука. символизирует объекты органов чувств. Человек, бьющий барабанными палочками по барабану, символизирует ум, использующий органы чувств, извлекающие наслаждение от контакта с объектами. Перерывы в ударах позволяют контролировать звук. Подобным образом удерживание органов чувств от контакта с объектами позволяет контролировать чувства. Символизм: Звук, производимый барабаном - символизирует звук, который слышат йоги в своем сердце, анахата чакре. Эти звуки называются анахата-нада, то есть не производимые внешними ударами, безударными. Удары барабанных палочек - символизирует движение энергии Кундалини, поднимающейся по центральному каналу сушумна в позвоночнике. Смысл мантры: Поклон Тому, кто проявлен в звуке барабана (наслаждениях, к которым стремятся органы чувств), и кто в виде палочек бьет в барабан (органы чувств, извлекающие наслаждение от контакта с объектами)! Символизм: Поклон Тому, кто присутствует в звуке барабана (в сердце духовного искателя как звук анахата-нада), и Тому, кто в виде палочек бьет в барабан ( энергия Кундалини, поднимающаяся по каналу сушумна в позвоночнике - палочке)! 2 НАМО ДХРИШНАВЕ ЧА ПРАМРИШАЙЯ ЧА Значение слов: Дхришнах - неудержимый, агрессивный. Пра-мришах - тот, кто держит себя в руках, взвешивает все перед действием. Объяснение: Дхришнах - символизирует неудержимый ум, Манас, который посредством индрий, органов чувств, стремится к объектам наслаждений. Пра-мришах - символизирует духовный разум, Буддхи, который с помощью знания контролирует органы чувств. Смысл мантры: Поклон Тому, кто проявлен как неудержимый (ум, посредством органов чувств стремящийся к объектам наслаждений), и как Тот, кто держит себя в руках ( духовный разум Буддхи, контролирующий органы чувств с помощью знания)! 3 НАМО ДУТАЙЯ ЧА ПРАХИТАЙЯ ЧА Значение слов: Дутах - вестник, приносящий известия. Пра-хита - посланец господина для выполнения определенной цели. Объяснение: Дутах - вестник символизирует органы познания, джнянендрии, которые доставляют уму послания о видимом, слышимом и т. д. Пра-хита - посланец символизирует органы действия, кармендрии, которые выполняют действия в соответствии с полученным умом посланиями. Смысл мантры: Поклон Тому, кто проявлен как вестник ( в виде органов познания, приносящих послания уму), и как посланец для выполнения действий ( в виде органов действия, выполняющих действия в соответствии с полученными умом посланиями органов познания )! 4 НАМО НИШАНГИНЕ ЧЕ ШУДХИМАТЕ ЧА Значение слов: Ни-шанги - тот, кто имеет меч. Ишудхи-мат - тот, кто имеет колчан со стрелами. Объяснение: В этой мантре форма Рудры с мечом и колчаном со стрелами символизирует его как защитника преданных в отличие от его гневной формы в 1-й Ануваке. Символизм: Меч - символизирует духовный разум Буддхи, обладающий качеством различения для отсечения привязанностей. Колчан - символизирует хранилище кармы, а стрелы - негативные качества как гнев, жадность, похоть и т. д. Смысл мантры: Поклон Тому, кто имеет меч и колчан со стрелами (для защиты преданных)! Символический смысл: Поклон Тому, кто имеет меч ( духовный разум Буддхи, отсекающий привязанности), и Тому, кто имеет колчан со стрелами ( ум, который держит чувства под контролем)! 5 НАМАС ТИКШНЕШАВЕ ЧА ЮДХИНЕ ЧА Значение слов: Тикшна-ишу - острая стрела. А-юдха - мощное оружие. Символизм: Тикшна-ишу - острая стрела символизирует ум, заостренный практикой сосредоточения на объекте медитации - Атмане. Недостаточно просто иметь намерение, чтобы медитировать. Необходимо очистить ум от негативных тенденций, мешающих сосредоточению. А-юдха - мощное оружие символизирует действия, называемые кармы, предписанные Ведами для очищения ума от негативных тенденций. "Те, кто практикуют только кармы для удаления препятствий к познанию Брахмана, входят в кромешную тьму. Те, кто практикуют только медитацию, входят в еще большую тьму". ( Иша Упанишада. 12) Они должны практиковаться только вместе. Смысл мантры: Поклон Тому, кто имеет острую стрелу ( заостряет ум практикой медитации), и Тому, кто имеет мощное оружие ( знает и выполняет действия, предписанные Ведами для очищения ума)! 6 НАМАХ СВАЮДХАЙЯ ЧА СУДХАНВАНЕ ЧА Значение слов: Су-аюдха - оружие, несущее благо. Су-дханух - лук, несущий благо. Символизм: В этой мантре имеется в виду оружие Шивы, Трезубец, и лук - Пинака. Су-аюдха - благое оружие Шивы символизирует знание и непривязанность к материальному миру, вайрагью. Су-дханух - благой лук Шивы, имеющий форму АУМ, символизирует духовный разум Буддхи, обладающий чистыми саттвическими качествами. Этим оружием Шива уничтожает невежество. Смысл мантры: Поклон Тому, кто имеет оружие (обладает знанием и непривязанностью) и лук ( духовный разум Буддхи), несущие благо ( уничтожающие неведение)! 7 НАМАХ СРУТЬЯЯ ЧА ПАТХЬЯЯ ЧА Значение слов: Срутьях - узкая тропа. Патхи - широкая дорога. Символизм: Срутьях - узкая тропа и Патхи - широкая дорога символизируют пути, по которым идут жизни людей – светлый и темный путь. В Бхагавад-гите упоминаются уттараяна и дакшинаяна, или день и ночь, свет и темнота. Они символизируют два пути — правритти-марга и нивритти-марга. Нивритти-марга - это путь света, путь, ведущий косвобождению. Правритти-марга - это путь неведения, погружения души в мирское существование, ведущий к новым воплощениям в мире. Смысл мантры: Поклон Тому, кто проявлен в тех, кто идет по узкой тропе ( к свету знания и освобождению), и в тех, кто идет по широкой дороге (пребывает во тьме неведения, погрузившись в мирское существование)! Очевидная аналогия со словами Евангелия: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их".( Евангелие от Матфея, 7.13-14) 8 НАМАХ КАТЬЯЯ ЧА НИПЬЯЯ ЧА Значение слов: Ката - отверстие. Нипа - основание. Символизм: Ката - отверстие символизирует центр в сердце. Сердце, чакра сердца анахата, похожа на бутон лотоса, обращенный вниз. В конце его есть тонкое отверстие. Там пребывает Атман, высшее Я человека. Нипа - основание означает то, что это отверстие, несмотря на свою тонкость, является источником жизни и опорой. Другая интерпретация: Ката - источник воды. Нипа - место, откуда вода вытекает. Жизнь не может существовать без воды. Вода символизирует Прану (жизненную энергию). Внутренний смысл тот же: Господь - источник жизни и опора. Смысл мантры: Поклон Тому, кто является отверстием ( в лотосе сердца, местом пребывания Атмана, высшего Я) и основанием (опорой проявленного существования)! 9 НАМАХ СУДЬЯЯ ЧА САРАСЬЯЯ ЧА Значение слов: Суда - болото. Сараса - озеро. Символизм: Суда - болото символизирует погружение в мирское существование, сансару. Сараса - озеро, а также са-раса - единение с Брахманом, означает путь ведущий к освобождению. Название озера Маносаровар означает озеро, возникшее в сознании Творца Брахмы. Смысл мантры: Поклон Тому, кто дает ( дживам, живым существам, выбирать) болото ( жизнь, погружённую в мирское существование, сансару) или путь, ведущий к единению с Высшим ( освобождение)! 10 НАМО НАДЬЯЯ ЧА ВАЙШАНТАЙЯ ЧА Значение слов: Нади - река. Вайшанта - маленький водоем. Символизм: Нади - река, а также название энергетических каналов тонкого тела - ида, пингала и сушумна, которые олицетворяют священные реки -Ганга, Ямуна и Сарасвати. Вайшанта - маленький водоем, выкопанный с целью подношения божествам. Как ви-Шанта - означает то, что дает глубокий покой ума. Смысл мантры: Поклон Тому, кто проявляет себя в водах священных рек ( энергии Кундалини, текущей по каналам тонкого тела человека, очищающей сознание) и в воде священных водоемов ( уме, погружённом в поклонение, дарующим покой)! 11 НАМАХ КУПЬЯЯ ЧА ВАТЬЯЯ ЧА Значение: Купа - колодец. Авата - отверстие в земле. Символизм: Купа - это кантхакупа, выемка в основании шеи, горловая впадина. В "Йога- сутрах" Патанджали говорится, что концентрация на этой выемке не страдает от голода и жажды. Авата - здесь означает муладхара чакру, место элемента земля. Тот, кто обитает в муладхара чакре в форме Кундалини - аватьяя. Смысл мантры: Поклон Тому, кто присутствует в выемке (как нектар, освобождающий от голода и жажды, который появляется при концентрации на выемке кантха купа в основании шеи), и кто обитает в отверстии (в муладхара чакре в форме Кундалини)! 12 НАМО ВАРШЬЯЯ ЧА ВАРШЬЯЯ ЧА Значение слов: Варша - дождь. А-варша - отсутствие дождя, ясная погода. Символизм: В этой мантре описывается финальные стадии йоги. Когда практика успешна и подходит к завершению, йоги видят определенные феномены, являющиеся следствием подъема Кундалини. Они являются знаками успешной садханы. Варша - дождь является символом проявления лунной энергии Чандра Кундалини, которая орошает нектаром. А-варша - ясная погода является символом проявления солнечной энергии Сурья или Агни Кундалини, которая высушивает нектар. Смысл мантры: Поклон Тому, кто присутствует в форме дождя (нектара лунной энергии Чандра Кундалини ) и в ясной солнечной погоде ( солнечной энергии Сурья Кундалини)! 13 НАМО МЕГХЬЯЯ ЧА ВИДЬЮТЬЯЯ ЧА Значение слов: Мегха - облака. Ви- дьюта - молния. Символизм: Здесь опять речь идет о проявлении знаков успешной садханы, указывающих на активность Кундалини. Это начальные стадии состояния савикальпа самадхи, также известные как са-ананда-самадхи - состояния бесконечного блаженства. "Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молния, кристалл, луна -- эти предварительные образы суть проявления Брахмана при упражнениях йоги". "Шветашватара упанишада", часть 2 (11). Смысл мантры: Поклон Тому, кто присутствует в форме облаков и в форме сверкающей молнии ( знаках, сопровождающих подъем энергии Кундалини)! 14 НАМА ИДХРИЯЯ ЧА ТАПЬЯЯ ЧА Значение слов: Идхриях - ясное осеннее небо. А-тапьях - жаркое Солнце. Символизм: Джива, индивидуальное сознание, имеет три тела: физическое, тонкое и причинное, которое является самым тонким проявленным состоянием. Каждое индивидуальное сознание имеет связь с космическим уровнем сознания. Существуют три аспекта космического сознания: Вират, Хираньягарбха и Ишвара. Вират является общей суммой всех физических тел, Хираньягарбха является космическим умом, общей суммой всех умов, Ишвара является общей суммой всех причинных тел. Идхриях - осеннее небо в Индии ясное и безоблачное, что символизирует аспект Ишвары, имеющий чистую саттва гуну. А-тапьях - жаркое Солнце символизирует аспект Хираньягарбха с преобладающей раджо гуной. Смысл мантры: Поклон Тому, кто проявлен в ясном небе ( как Ишвара с чистой саттва гуной) и в жарком Солнце ( как космический ум Хираньягарбха с преобладающей гуной раджас)! 15 НАМО ВАТЬЯЯ ЧА РЕШМИЯЯ ЧА Значение слов: Ватья - сильный ветер. Решмья - град. Символизм: Ватья - ветер символизирует проявленную материальную Вселенная с покровом тамаса. Это форма космического сознания Вират, сознания в теле, образованным неведением. Решма - означает конечное растворение мира, пралайю. Смысл мантры: Поклон Тому, кто проявлен в сильном ветре ( в форме Вират с покровом тамаса), и Тому, кто растворяет вселенную во время пралайи! 16 НАМО ВАСТАВЬЯЯ ЧА ВАСТУПАЙЯ ЧА Значение: Ваставах - происходит от васту- владение, собственность. Это может быть имущество, дом. Васту-пах - хранитель дома. Символизм: Васту - символизирует тело человека, Ваступах - хранитель дома - Атман. Смысл мантры: Поклон Тому, кто присутствует в форме дома ( тело человека) и Тому, кто является его хранителем (сознание - Атман)! |
Анувака 6 | Анувака 8 |