Реклама
Анувака 4 Анувака 6

Анувака 5

АНУВАКА 5

Сознание - источник и причина всего сущего в проявленной Вселенной. Видья - Знание, исцеляющее неведение

Если в Ануваке 4 каждая мантра начиналась и завершалась словом Намах - поклон, простирание, то с Ануваки 5 вплоть до 9 все мантры имеют только одно Намах - вначале. Для того, чтобы обозначить, что Намах относится к каждому эпитету мантры, добавляется частица - ча. В Ануваке 5 Рудра предстает как Атман - причина всего существующего, источник всех вещей во Вселенной и причина творения, сохранения, разрушения мира, причина неведения и освобождения. Это исцеляющее неведение Знание или Видья. Результат воспевания – освобождение от неведения и Майи, победа над врагами, рост благосостояния.

1

НАМО БХАВАЙЯ ЧА РУДРАЙЯ ЧА

Значение слов:

Бхавая - букв. Сущий - тот, кто является причиной существования мира и живых существ. Рудрая - тот, кто уничтожает страдания сансары и дарует освобождение, мокшу.

Объяснение:

В Ведах говорится о восьми основных формах Шивы - Шарва, Бхава, Рудра, Угра, Бхима, Пашупати, Махадева и Ишана. В Пуранах разъясняется значение этих форм как основных принципов творения. Дело в том, что восемь форм Шивы символизируют пять грубых материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля, два противоположных принципа Прана и апана, тепло и холод в виде Солнца и Луны, и Душу человека. (Шива Пурана, страница 132, книга 1) Шарва - управляет землей, Бхава - управляет водой, Рудра - управляет огнем (Рудра в Ригведе и Атхарваведе отождествляется с богом огня - Агни), Угра - управляет ветром, Бхима - управляет эфиром, пространством. Пашупати - управляет душой человека, находящейся в теле, состоящем из пяти элементов. Махадева - управляет Луной. Ишана - управляет Солнцем. Бхава олицетворяет Воду и силу творения, так как из нее появилась жизнь. Рудра олицетворяет Огонь и его ярость, превращающую все в пепел.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто в форме Бхавы является причиной существования живых существ, Тому, кто в форме Рудры уничтожает причины страдания!

2

НАМАХ ШАРВАЙЯ ЧА ПАШУПАТАЙЕ ЧА

Значение слов:

Шарвая - букв. Стрелок из лука. Пашупатае - букв. владыка животных. Пашу - животное, Паша - аркан, веревка, которой привязывают животное.

Объяснение:

Шарва - тот, кто держит стрелу, которая символизируют дживу, индивидуальное сознание, обусловленное неведение. Выпуская стрелу из лука, он уничтожает заблуждения, грехи Дживы.

Пашупати - Владыка живых существ Джив, воплощенных в физическом теле, имеющем животную природу, связанных отождествлением с телом как животные веревкой. Пашупати своей милостью может разрезать веревку, которой Джива привязан к сансаре, и дать ему свободу.

Символизм:

Пашупати - символизирует душу человека, находящуюся в теле, состоящем из пяти элементов.

Шарвая - тот, кто уничтожает животные тенденции - Пашу, существующие из-за отождествления с физическим телом. Шарва управляет стихией земли и символизирует силу времени, которая разрушает все сотворенное.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто в форме Шарва разрушает заблуждения живых существ, и Тому, кто как Пашупати является Владыкой всех живых существ, связанных отождествлением с телом (как животные веревкой)!

3

НАМО НИЛАГРИВАЙЯ ЧА ШИТИКАНТХАЙЯ ЧА

Значение:

Нила-грива — синее горло. Шити-кантха– белая шея.

Объяснение:

Нилагрива - тот, чье горло стало синим от выпитого яда. Когда боги и асуры пахтали Молочный океан для получения Амриты (нектара бессмертия), вначале из него появился страшный яд, способный разрушить все мироздание. Шива выпил яд и удержал его в своем горле, чтобы спасти от его разрушительного действия весь мир. Здесь Нилагрива означает Того, кто спасает мир от тьмы неведения, чтобы оно не поглотило его. Темно- синий цвет - символ гуны тамас. Шитикантха - чья шея имеет белый цвет. После выпитого яда только небольшая часть шеи Шивы стала синей. Оставшаяся, большая часть, осталась белой. Здесь белый цвет горла Шивы символизирует чистоту истины. Белый цвет - символ саттва гуны, чистоты и благости.

Символизм:

Нила-грива -синее горло - также может символизировать небо, бескрайнее и голубое. Шити кантха - можно перевести как холодная шея, что символизирует необъятные просторы космоса. Образ и небо и пространства символизируют Эфир - Акашу, первый из пяти великих первоэлементов, из которых состоит вся проявленная Вселенная. Эфир- пространство является основой всех остальных элементов - ветра, огня, воды и земли. Эфир связан со звуком. В теле человека горло является местом звука, ему соответствует чакра Вишуддха. Горло Шивы – символ пространства, основы проявленного мира. Синее горло – символизирует неведение, иллюзорное восприятие реальности, так как небо только кажется голубым. Белоснежная шея – символ чистоты видения истинной реальности мира.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто как Нилагрива имеет темно-синее горло из-за выпитого яда сансары ( кто уничтожает тьму неведения, поглощая его), и Тому, кто как Шитикантха имеет белоснежную шею (кто является трансцендентным чистым Сознанием за пределами действия гун материальной природы)!

4

НАМАХ КАПАРДИНЕ ЧА ВЬЮПТА КЕШАЙЯ ЧА

Значение слов:

Капардин — тот, кто носит прическу в виде Капарды (спутанные волосы, закрученные узлом в форме морской раковины). Вьюпта кешая - тот, у кого бритая голова.

Объяснение:

Волосы в виде Капарды носят аскеты - саддху, йогины. Бритая голова – тоже признак саньясина, монаха. Монахи ордена Шанкарачарьи бреют голову. Волосы символизируют Майю. Аскеты ищут чистую истинную реальность и отрекаются от Майи.

Символизм:

Образ Шивы с волосами, скрученными узлом в виде раковины является иконографическим. В своих волосах Он держит Гангу, сошедшую с небес на Землю, и Луну в форме полумесяца. Ганга символизирует Видью - знание Истины, дающее освобождение. Луна символизирует ум, контроль которого дает знание истинной реальности. Рудра в форме Капардина с узлом волос и монаха с бритой головой символизирует истинную реальность как бесконечное чистое Сознание, находящееся за пределами феноменального восприятия. Вся проявленная Вселенная существует в нем подобно волосам на его голове, которые скручены в узел, что символизирует контроль над Маей. Поэтому, по сути, он также является лишенным волос, чистым, не подвластным Майе - Вьюптакеша. Вьюптакеша также может означать, что он распространяются повсюду подобно Акаше - пространству. Существует имя Рудры, Вьомакеша - чьи волосы существуют в виде пространства, что имеет тот же смысл.

Смысл мантры:

Поклон Ему в форме аскета - Капардина, чьи волосы скручены узлом в виде раковины (кто являясь чистым Сознанием контролирует Майю), и Тому, у кого бритая голова ( кто является чистым Сознанием, не подвластным Майе)!

5

НАМАХ САХАСРАКШАЙЯ ЧА ШАТА ДХАНВАНЕ ЧА

Значение слов:

Сахасра - акшах- тысяча глаз. Шата-дханванах- сотня луков.

Объяснение:

Сахасракшая - тот, кто имеет тысячи глаз = бесчисленное количество глаз. Шатадханване - тот, кто обладает сотнями луков = бесчисленным количеством луков.

Символизм:

Сахасракшая - тот, кто смотрит всеми глазами в мире – кто проявлен как божественное сознание во всех дживах, живых существах. Шатадханване - тот, кто обладает бесчисленным количеством луков - кто проявлен как сознание всех живых существ, связанное тетивой отождествления с телом.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто имеет бесчисленное количество глаз (кто проявлен как индивидуальное сознание - Дживатман всех живых существ), и кто обладает бесчисленным количеством луков (кто проявлен как сознание живых существ, связанное тетивой отождествления с телом в виде Ахамкары - Эго)!

6

НАМО ГИРИШАЙЯ ЧА ШИПИВИШТАЙЯ ЧА

Значение слов:

Гириша - тот, кто обитает на горе Кайлас, Шипи-Виштая - тот, кто проявлен в виде лучей света.

Объяснение:

Гириша- обитатель Кайласа - космическое Сознание, существующее в форме Ишвары в проявленном мире. Шипи-Виштая - тот, кто проявлен в виде лучей света - Солнце. Или - тот, кто проявлен как индивидуальное сознание живых существ, кто освещает сознание как внутренний свидетель. Некоторые комментаторы считают, что термины Гириша и Шипивиштха указывают на Рудру в форме Шивы и Вишну, богов триады - Тримурти.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто как Гириша обитает на горе Кайлас ( является Ишварой - Владыкой проявленного мира), и Тому, кто проявлен как лучи света ( видимого Солнца мира и невидимого света индивидуального сознания как внутренний свидетель)!

7

НАМО МИДХУШТАМАЙЯ ЧЕ ШУМАТЕ ЧА

Значение слов:

Мидхуштама - тот, кто в форме облаков изливает дождь , ишумате - кто держит много стрел, великий воин.

Объяснение:

Мидхуштама - исполняющий желания преданных, источник всех благ, дарующий все. Некоторые комментаторы считают, что термины Гириша, Шипивиштха и Мидхуштама описывают Рудру в форме Тримурти - как Шиву, Вишну и Брахму соответственно. Мидхуштама - означает, что он изливает свою энергию в изобилии, чтобы как Брахма создать бесконечную Вселенную. Ишумате - держатель стрел- означает того, кто поддерживает всех живых существ (стрелы - Дживы).

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто щедро изливает свои благословения как дождь ( кто является бесконечным источником энергии - Шакти и всех её проявлений), и кто держит стрелы ( кто поддерживает жизнь всех существ как жизненная энергия Прана )!

8

НАМО ХРАСВАЙЯ ЧА ВАМАНАЙЯ ЧА

Значение слов:

Храсвая - тот, кто имеет маленький размер. Ваманая - кто имеет маленькие конечности, карлик. Или ВА-мана - Не -измеримый.

Объяснение:

Эта мантра является медитацией на Бога, находящегося в сердце каждого живого существа. Храсва - мельчайший - тот, кто находится в центре сердечного пространства как Атман. ВА-мана - Неизмеримый означает бесформенное Сознание.

Смысл мантры:

Поклон Мельчайшему ( Атману, обитающему в сердцах всех живых существ), и Тому, кого невозможно измерить ( бесконечное Сознание, не имеющее формы)!

9

НАМО БРИХАТЕ ЧА ВАРШИЯСЕ ЧА

Значение слов:

Брихате - тот, кто имеет огромную физическую форму. Варшийя - кто велик своими качествами.

Объяснение:

Брихате - имеющий огромную форму, и Варшийя – великий своими качествами, означает бесконечное Сознание, Абсолют, Парабрахман, который не имеет физических и временных ограничений и обладает всеми божественными качествами.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто огромен ( неизмерим) и кто велик своими качествами ( бесконечное Сознание, не имеющее пределов и ограничений, источник всех благих качеств)!

10

НАМО ВРИДДХАЙЯ ЧА САМВРИДХВАНЕ ЧА

Значение слов:

Вридхха - очень старый, старейший, которому все поклоняются. Сам-вридхванах- означает того, чье величие растет благодаря поклонению.

Смысл мантры:

Поклон Старейшему, которому поклоняются все, чья слава растет благодаря поклонению преданных!

11

НАМО АГРИЯЯ ЧА ПРАТХАМАЙЯ ЧА

Значение слов:

Агрияя - кто существовал до сотворения мира. Пратхамая - кто является первым, высшим среди всех.

Смысл мантры:

Поклон Предвечному (кто существовал до сотворения мира), кто является Наивысшим!

12

НАМА АШАВЕ ЧА ДЖИРАЙЯ ЧА

Значение слов:

Ашух - пронизывающий. А-Джирах - подвижный, проникающий везде.

Объяснение:

В этой мантре речь идет об органах чувств и уме. Органы чувств управляются умом. Поэтому они могут воспринимать вещи, находящиеся далеко.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто пронизывает все и проникает повсюду (сознание в форме ума и органов чувств)!

13

НАМАХ ШИГХРИЯЯ ЧА ШИБХЬЯЯ ЧА

Значение слов:

Шигхриях - кто быстро двигается. Шибхйях - текущая вода.

Объяснение:

Здесь речь идет о покорении ума практикой осознанности. Ум очень быстро двигается, но практика осознанности, опирающаяся на знание истинной природы, делает ум текучим как вода.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто быстро двигается (неуправляемый ум) и кто текуч как вода ( дисциплинированный ум)!

14

НАМА УРМЬЯЯ ЧА ВАСВАНЬЯЯ ЧА

Значение слов:

Урми - волны. Авасванья - спокойная вода.

Объяснение:

В этой мантре говорится о покорении чувства Я и Мое, проявлениях Эго, Ахамкары. Бурные волны - желания, порождаемые чувством Я. Спокойная вода - означает качество сознания того, кто покорил Ахамкару.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто проявляется в бурных волнах (ум, обуреваемый желаниями, порождаемыми Ахамкарой, эго) и в спокойной воде (ум того, кто победил Эго)!

15

НАМАХ СРОТАСЬЯЯ ЧА ДВИПЬЯЯ ЧА

Значение слов:

Шротах - поток. Двипа - остров.

Объяснение:

Шротах - символизирует поток жизни и смерти, существование в сансаре. Двипа - остров покоя в центре потока – символизирует истинную реальность как вечное Сознание.

Символизм:

Шротах - символизирует также поток не знающего покоя ума. Двипа - символизирует остров покоя - внутреннего свидетеля всех состояний, истинную природу ума.

Смысл мантры:

Поклон Тому, кто присутствует в потоке (существования в сансаре, круговорота жизни и смерти, и в потоке ума), и Тому, кто присутствует в форме острова (остров покоя в потоке жизни и потоке ума - чистое Сознание, истинная природа ума как внутренний свидетель)!

Анувака 4 Анувака 6
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту