Глава 14. Три гуны природы | Глава 16. Божественная и демоническая природа |
Глава 15. Путь к Высшему Существу
Благословенный Господь сказал: 1. Говорится, что существует непреходящее дерево баньян, корни которого растут вверх, а ветви - вниз, а листья его - ведические гимны. Знающий его - знаток Вед. 2. Вверх и вниз простираются его ветви, питаемые гунами природы. Объекты чувств - его побеги. Вниз, в мир людей, тянутся корни, связывающие кармической деятельностью. 3. Нельзя постичь в этом мире его истинную форму, его основание, конец и начало. Срубив мечом отрешенности баньян с разросшимися корнями, 4. Следует стремиться в ту обитель, достигнув которой, не возвращаются снова, и предаться изначальному Существу, от которого началось издревле проявление мира. 5. Свободный от гордости и заблуждения, победив грешные привязанности, постоянно созерцая истинное я, отбросив вожделение, свободный от двойственности счастья и несчастья, идет незаблуждающийся к той высшей Обители. 6. Моя высшая Обитель не освещается солнцем, луной или огнем. Попав туда, не возвращаются. 7. Вечная душа - частица Меня, - попав в материальный мир, привлекает находящиеся в материи чувства, из которых ум - шестое. 8. Когда душа (владыка тела) обретает тело или оставляет его, она, взяв чувства и ум, уносит их, как ветер переносит запах от источника. 9. Она наслаждается объектами чувств, используя глаза, уши, язык, осязание и нос, а также ум. 10. Глупец не видит, как она уходит из тела, пребывает в нем и наслаждается, связанная с гунами природы; но имеющий глаза мудрости видит. 11. Подвизающийся мистик также видит это, пребывая в самом себе; но неразумные, нечистые сердцем не видят этого несмотря на старания. 12. Знай, что сияние солнца, освещающее весь мир, свет луны и огня - это Мое сияние. 13. Войдя в землю, Я поддерживаю всех существ Своей энергией; став луной, Я даю жизненный сок всем растениям. 14. Став огнем пищеварения и соединившись с входящим и выходящим дыханием, Я перевариваю четыре вида пищи. 15. Я пребываю в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Я - то, что познается через все Веды, Я - создатель Веданты, и Я - знаток Вед. 16. Есть два вида существ в мире: преходящие и непреходящие; все существа в материальном мире преходящие, но неизменное называется непреходящим. 17. Но помимо их есть Высшее Существо, называемое Высшей Душой и предвечным Господом, который поддерживает три мира, пронизывая их. 18. Так как Я - величайший и превосхожу преходящее и непреходящее, то в Ведах и в мире Меня восхваляют как Высшее Существо. 19. Тот незаблуждающийся, который знает Меня как Высшее Существо,знает все и поклоняется Мне всем своим естеством, о Бхарата. 20. О безгрешный, Мной поведано самое тайное учение; постигнув его, человек станет мудрым и преуспеет в своих делах, о Бхарата.
|
Глава 14. Три гуны природы | Глава 16. Божественная и демоническая природа |