Глава 13. Дух и материя | Глава 15. Путь к Высшему Существу |
Глава 14. Три гуны природы
Благословенный Господь сказал: 1. Я снова возвещу тебе наивысшее из знаний, познав которое все мудрецы достигали высочайшего совершенства. 2. Посвятив себя этому знанию и став подобным Мне, они не возрождаются во время сотворения и не исчезают во время уничтожения мира. 3. Мое лоно - изначальная материя, в нее Я вкладываю семя, так возникают все существа, о Бхарата. 4. Для всех видов жизни, появляющихся из различных лон, изначальная материя является лоном, а Я - Отец, дающий семя. 5. О могучерукий, гуны - благость, страсть и невежество - возникли из материи; они связывают вечное существо, когда оно попадает в тело. 6. Из них гуна благости, будучи самой чистой, ведет к просветлению и очищению. И она связывает, о безгрешный, привязанностью к счастью и привязанностью к знанию. 7. Знай, гуна страсти, рожденная влечением,источник вожделения и привязанности; о сын Кунти, она связывает воплощенного привязанностью к деяниям ради плодов. 8. Знай, гуна темноты, рожденная невежеством, ввергает в заблуждение всех воплощенных; она связывает, о Бхарата, тупостью, ленью и сном. 9. Гуна благости привязывает к счастью, гуна страсти - к действию ради плодов, а гуна невежества, окутав знание, привязывает к тупости. 10. Гуна благости проявляется, когда преодолены страсть и невежество; иногда гуна страсти преобладает над благостью и невежеством или гуна невежества - над благостью и страстью. 11. Когда свет знания излучается из всех врат тела, то следует знать, что преобладает благость. 12. Когда возрастает влияние гуны страсти, о лучший из Бхарат, то возникают жадность, внешняя активность, привязанность к плодам дел, беспокойство и вожделение. 13. Когда преобладает гуна невежества, о сын Куру, порождаются затмение, пассивность, тупость и заблуждение. 14. Если воплощенный встречает смерть во время преобладания гуны благости, тогда он достигает чистых миров великих мудpецов. 15. Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди привязанных к действию ради плодов, а умирая в гуне невежества, он рождается в лоне заблудших. 16. Плод добродетельной деятельности чист; он, говорят, в гуне благости; плод гуны страсти - страдание; а плод гуны невежества - неведение. 17. От гуны благости возникает познание, от гуны страсти - жадность, а от гуны невежества - тупость, заблуждение и неведение. 18. Пребывающие в гуне благости идут вверх, пребывающие в гуне страсти остаются в середине, а пребывающие в низшей гуне идут вниз. 19. Если созерцающий видит, что нет исполнителя действий, кроме гун, и знает того, кто выше гун, то он достигает Моей природы. 20. Когда воплощенный выходит за пределы этих трех гун, из которых возникло тело, он освобождается от рождения, смерти, старости и страданий и достигает бессмертия. Арджуна сказал: 21. Каковы признаки превзошедшего три гуны, о Господь? Каково его поведение и как он поднимается над гунами? Благословенный Господь сказал: 22. Кто, о Пандава, не ненавидит озарение, деятельность и заблуждение, когда они приходят, и не стремится к ним, когда они уходят; 23. Кто, оставаясь безучастным, не поддается влиянию гун; кто, зная, что лишь гуны действуют, остается непоколебимым и стойким; 24. Кто одинаков в счастье и несчастье, пребывает в себе и одинаково взирает на ком земли, камень и золото, приятное и неприятное, стойкий, равный к порицанию и похвале; 25. Равный к почестям и поруганию, одинаково относящийся к другу и врагу, отрешившийся от всех начинаний - о таком говорится, что он поднялся над гунами. 26. А кто служит Мне с неизменной преданностью и любовью, тот, превзойдя эти гуны, достигает уровня Брахмана. 27. Ибо Я - обитель Брахмана, бессмертного и нетленного, вечной религии и абсолютного блаженства.
|
Глава 13. Дух и материя | Глава 15. Путь к Высшему Существу |