Предисловие Глава I

Жизнь Даттатрейи Авадхуты

(Автор очерка -- Свами Харшананда)

 

Каждая религия имеет три части: философию, ритуал и мифологию. Философия является фундаментом, на котором ритуал возводит здание, украшенное мифологией. В древности мифология очень ценилась людьми, поскольку собрания различных историй воплощали их традиционные, культурные и религиозные представления. С другой стороны, современный человек смотрит на мифологию со скептицизмом. Он видит сказки и мифы, нечто придуманное и не соответствующее истории, а кроме того, не имеющее практического применения в жизни. Но, фактически, сила очарования мифологии сохраняет дух религии для широких масс в мире. Искатель истины, однако, должен обладать острым разумом и ясными суждениями, в противном случае он может просто увлечься занимательными рассказами, пропустив учение.

 

Бесчисленные истории, содержащиеся в Ведах, Пуранах и эпосах, чаще всего иллюстрируют вечное учение Веданты. Именно учение, хотя развлекательные истории и могут иметь место, является существенной причиной появления текстов. Например, "Махабхарата", состоящая из ста тысяч стихов, содержащих множество историй и персонажей, заключает в себе семьсот стихов "Бхагавад Гиты" -- квинтэссенции великого эпоса.

 

"Авадхута Гита" -- одна из наиболее отмечаемых и важных книг Веданты, была написана мудрецом Даттатрейей. Существует несколько историй, связанных с Даттатрейей, изложенных в "Махабхарате", "Бхагаватам" и "Вишну Пуране"; также "Маркандейя Пурана" содержит его краткую биографию. Приводится следующая история.

 

Некогда жил старый брахман, который был прокаженным. Его жена, известная своим целомудрием, была чрезвычайно предана своему долгу и любила мужа, заботясь о нем с великой преданностью и стойкостью.

 

Однажды ночью, когда она несла своего больного мужа, идя по дороге, она проходила мимо дерева, под которым медитировал отшельник. Поскольку была очень темная ночь, она не заметила его, и стопы ее мужа случайно задели тело отшельника. Отшельник пришел в гнев и проклял ее мужа, сказав: "Он, который пнул мое тело и прервал мою медитацию, умрет завтра на восходе".

 

Естественно, жена была крайне огорчена. Но, успокоив себя, она ответила: "Завтра и после не будет восхода". Так как сказанное целомудренной женщиной должно быть истинным, солнце не взошло не следующий день, мир погрузился во тьму и показались признаки упадка. 

 

Тогда боги обратились к Брахме, Создателю, за помощью в этом деле. Он сказал: "Только сила может противодействовать силе, и только тапасья (духовная практика) может преодолеть тапасью. Сила благочестивой женщины остановила восход, и поэтому мы должны прибегнуть к помощи другой благочестивой женщины, которая сможет противостоять ее силе и возобновить восход".

 

По предложению Брахмы боги обратились к Анасуйе, чистой и добродетельной жене мудреца Атри. Они рассказали ей всю историю и попросили помощи. Движимая сочувствием к мольбам богов, Анасуйя приблизилась к жене брахмана с приятной речью, сказав: "Сила твоего слова остановила восход, и, как результат этого, все творение находится на грани упадка. Я пришла узнать, сможем ли мы достичь дружеского соглашения. Если ты возьмешь назад свои слова и попросишь солнце вновь взойти, я верну жизнь твоему мертвому мужу силой моей добродетели". Жена брахмана согласилась, солнце взошло, и Анасуйя исполнила свое обещание.

 

Боги, чрезвычайно довольные, предложили Анасуйе выбрать вознаграждение. В ответ она попросила, чтобы Брахма, Вишну и Шива родились как ее сыновья -- и это было даровано. Брахма родился как Сома, Вишну -- как Даттатрейя, и Шива -- как Дурваса.

 

Даттатрейя, воплощение Вишну, был великим мудрецом и йогом, который практиковал различные виды подвижничества и многие формы йоги. Он обладал особой притягательностью, которая влекла молодых отшельников следовать за ним, куда бы он ни шел. Даттатрейя, однако, хотел быть один, так как уединение способствует практике йоги. Чтобы не отвлекаться на этих молодых последователей, он погрузился в озеро, оставаясь на дне долгое время. Однако, они не уходили, ожидая на берегу, когда он поднимется.

 

Тогда Даттатрейя принял другой план избавления от толпы. Он поднялся со дна озера в компании прекрасной женщины, которая была никто иная, как его супруга, богиня Лакшми. Даттатрейя полагал, что ученики, не знающие кто эта женщина, подумают, что он пал со своего высокого положения йога и, разочаровавшись, оставят его. Но юные мудрецы не поддались обману. Они знали, что Даттатрейя был воплощением Вишну и великим йогом, что он — вне добра и зла, и что его внешнее поведение было всего лишь маленьким спектаклем. Единодушно они решили, что ничто не может загрязнить его. Как лист лотоса никогда не смачивается водой, в которой он плавает, так и ум йога не может быть запятнан ничем мирским. Рассудив таким образом, молодые отшельники остались со своим почитаемым учителем, Даттатрейей.

 

В другой раз происходила битва между богами и демонами. Боги отважно сражались, но были побеждены демонами и изгнаны с небес. В отчаянии они обратились за советом к Брихаспати, наставнику богов, который, в свою очередь, направил их к Даттатрейе. Но когда они приблизились к нему, Даттатрейя сказал: "Почему вы пришли ко мне? Я ем оскверненную пищу и живу с женщиной. Вы думаете, что подобная личность поможет вам победить врагов?"

 

"О, почитаемый Господь, -- ответили боги, -- ты всегда вне греха. Будь милостив к нам. Ты -- йог. Твой ум сияет знанием Брахмана, и невежество не смеет подойти близко. Та женщина есть вечно чистая Мать Вселенной -- сама чистота, так что ее общество не может тебя загрязнить".

 

Даттатрейя был доволен и сказал: "Хорошо. Если вы считаете, что я не дрогну в битве, вызовите демонов на бой и позвольте им встать передо мной. Посредством моей духовной силы я уменьшу их мощь, и вы сможете атаковать".

 

По приказу Даттатрейи, боги вызвали демонов на битву, и те немедленно пустились в погоню за богами, преследуя их до обители Даттатрейи. Там демоны обнаружили Лакшми, сидящую рядом с Даттатрейей, который был погружен в медитацию. Полностью сраженные ее красотой и очарованием, они схватили Лакшми и вынесли прочь на своих головах. Даттатрейя же улыбнулся и сказал богам: "Победа ваша, потому что это греховное действие -- прикоснуться к чужой жене. Поступая таким образом, они уменьшают свою физическую силу, а, кроме того, страсть, которой они потворствуют, лишит их здравого рассудка. Атакуйте сейчас, и вы победите".

 

Боги последовали его команде. Разбив демонов, они освободили Мать Лакшми, богиню удачи, и вернули ее в обитель Даттатрейи. Боги были в высшей степени счастливы.

 

Величие Даттатрейи отмечено во многих писаниях. Иногда о нем говорится как об аскете, йоге, дарующем обильные награды. В то же время он описывается как ведущий мирской образ жизни, любящий удобства и беспечный. Эта другая сторона его натуры, без сомнения, является майей (иллюзией), которую он демонстрировал перед обычными людьми, надеясь, что они почувствуют отвращение и оставят его в одиночестве. Но тот, кто мудр, видел его истинную природу и оставался в его обществе, принимая благословения и награды Даттатрейи.

 

Красота индийской мифологии заключается в том, что живые и незабываемые истории, в которых нет философских концепций, являют обычным людям назидательный пример и источник вдохновения. Таким образом, легенды о Даттатрейе способствуют нашему пониманию высшей цели человеческой жизни: искать Бога, если желаешь мира и счастья. Если позволить майе загипнотизировать себя, то, подобно демонам, можно придти к собственному уничтожению.

 

 

 

 

 

Предисловие Глава I
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту