Стих 39 Стих 41

Стих 40

40. Я поклоняюсь тому Темно-синему Облаку, что вечно обитает в Твоей манипуре, у Которого есть молния (в виде) Шакти, своим сверканием противодействующая тьме, вызывающая радугу блеском многообразных драгоценных камней, коими украшена (Кундалини); и Который проливает дождь над тремя мирами, испепеляемыми Харой (Огнем) и Михирой (Солнцем).

 

Божества, которых надо мысленно созерцать в манипура-чакре, носят имена «Мегхешвара» и «Саудамани». Они также известны как «Амритешвара» и «Амритешвари», и практикующему следует представлять их в центре чакры, в окружении пятидесяти двух апья (водных)-маюкх1. Темно-синее Облако – образ, который принимает Мегхешвара. Шакти – известная под именем «Саудамани». Тьме – тьме манипуры; последняя, благодаря сиянию, излучаемому Кундалини-шакти, превращается в область, где смешиваются свет и тьма, т. е. в мишра-локу. Существует традиционная точка зрения, что лучи Солнца из анахаты, совместно с жаром Огня из свадхиштханы, превращают воды манипуры в облака, которые во время вселенского потопа тушат потоками дождя мировой пожар, вызванный Огнем свадхиштханы. Существует также вариант «smara-mihira-taptam», что значит «испепеляемые солнцем желания». Некоторые полагают, что «Хара-михира» указывает здесь на двенадцать Адитьев, принимающих образ Хары, которые появляются во время разрушения вселенной, чтобы испепелить все три мира.

 

Лакшмидхара составил развернутый комментарий на этот стих. Мы сочли уместным изложить здесь следующие моменты, на которые он указывает.

 

«Сиддха-гхутика», не дошедший до нашего времени трактат по оккультизму, утверждает, что Садашива проявляется в манипуре как грозовое облако и сияет вместе со Своей Супругой, Которая принимает там облик сверкающей молнии. Далее комментатор цитирует отрывок из одной из глав «Тайттирия-араньяки», где приводится подробное описание происхождения Солнца, Луны и Огня, а также звезд и других светил, отделяющих день от ночи. Говорится, что все они происходят от воды. Там же утверждается, что сущность воды – нектар – пропитывает собой солнечный диск, и описывается, как йогин обращается к воде манипуры, прося ее о «сущности той сущности, которая есть наивысшего порядка». Сущностью воды считается Луна. Йогин желает через ап-таттву манипуры достичь Луны – источника всего нектара, который, стекая с лунного диска, струится по диску Солнца, питая его, пока не перестанет течь. Так как обитель Луны, байндава-стхана, находится в сахасраре, сущность наивысшего порядка – это нектар, который медленно стекает из сахасрары и наполняет собой все нади. Комментатор приводит цитату из «Яджурведы» (I. 5. 11), где говорится, что пересечь океан сансары можно на прочных, удачно сконструированных и хорошо снаряженных кораблях, которым не страшны даже самые страшные ураганы и штормы. На них йогин достигает берега освобождения. Говорится, что эти корабли заключает в Себе Шри-Видья. Один из них сделан из огня и находится в свадхиштхане, другой – из земли и пребывает в муладхаре, третий – из эфира и находится в вишуддхи, четвертый – из ума и обретается в аджне, пятый – из воздуха и пребывает в анахате и, наконец, шестой – из воды и находится в манипуре.

 

 

1 Вот имена пятидесяти двух апья-маюкх: 1) Садьоджата; 2) Майя; 3) Вамадева; 4) Шри; 5) Агхора; 6) Падма; 7) Татпуруша; 8) Амбика; 9) Ананта; 10) Нивритти; 11) Анатха; 12) Пратиштха; 13) Джанашрита; 14) Видья; 15) Ачинтья; 16) Шанта; 17) Шаши-шекхара; 18) Ума; 19) Тивра; 20) Ганга; 21) Маниваха; 22) Сарасвати; 23) Амбуваха; 24) Камала; 25) Теджодхиша; 26) Парвати; 27) Видья-вагишвара; 28) Читра; 29) Чатурвидхешвара; 30) Сукамала; 31) Умагангешвара; 32) Манматха; 33) Кришнешвара; 34) Шрия; 35) Шрикантха; 36) Лая; 37) Ананта; 38) Сати; 39) Шамкара; 40) Ратна-мекхала; 41) Пингала; 42) Яшовати; 43) Садхьякхья; 44) Хамсананда; 45) Парадивьяугха; 46) Вама; 47) Мара-дивьяугха; 48) Джьештха; 49) Питхаугха; 50) Раудри; 51) Сарвешвара и 52) Сарвамайи.

 

 

 

 

Стих 39 Стих 41
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту