Стих 35 Стих 37

Стих 36

36. Почтительно склоняюсь пред Высшим Шамбху, Который пребывает в Твоей аджня-чакре, Который излучает сияние бесчисленных солнц и лун, Чью (левую) сторону обнимает Высшее Сознание, и с преданностью поклоняясь Которому, можно стать жителем той лучезарной обители, что превосходит пределы досягаемости солнца, луны и огня и свободна от любых страданий.

 

В следующих шести стихах идет речь о шести чакрах, из которых состоит «телесный» образ Деви. Они рассматриваются в нисходящем порядке, от более тонких к более грубым. При этом представляется, что преданный почитатель Богини поклоняется Шиве и Шакти как божествам, управляющим соответствующими чакрами, в согласии с тем, как Они предстают перед ним в них. Высшим Шамбху – это божество носит имя «Парашамбхунатха». В Твоей аджня-чакре – 1) Который находится в Твоем распоряжении, т. е. постоянно готов исполнить любое Твое повеление; 2) пребывающий в аджня-чакре с двумя лепестками, расположенной между бровей, и 3) в манас-таттве Твоего тела. Камешварасури говорит по этому поводу следующее. Если кто-то спросит, как может быть аджня-чакра в теле Деви, если у Нее нет Собственного отдельного тела, на это можно ответить, что, хотя в подлинном образе Деви может и не быть никакой чакры, образ, который Она принимает в Своих играх, непременно должен обладать ими, чтобы Она могла мысленно созерцать Собственный образ, как пребывающий в единстве с Ее Господом. В этой связи он критикует точку зрения Лакшмидхары, который толкует «tavajna-cakrastham» как «четыре Шива-чакры Шри-чакры, расположенные в межбровье практикующего», а не «двухлепестковую аджня-чакру». Камешварасури указывает, что в таком случае слово «тава» было бы бессмысленным или излишним, и добавляет, что оно же совершенно необходимо, если принять его собственное толкование (см. выше), и что в стихе имеется в виду именно двухлепестковый лотос аджня-чакры. Эта критика будет иметь силу и в связи со следующими пятью стихами. Высшее Сознание – Деви в соответствующем образе, т. е. Она Сама. Ее называют «Читпарамба». Что превосходит пределы досягаемости... – ибо Солнце, Луна и Огонь находятся в более низких областях – соответственно, в анахате, аджне и муладхаре, т. е. намного ниже сахасрары, которая здесь имеется в виду. Что касается Луны в сахасраре, то она является нитья-калой, и поэтому к ней данные слова не относятся. Лучезарная обительсахасрара, область неисчезающего лунного света. Если принять вариант «ниралоке», это будет означать «где нет света (известных нам видов)». Мучения – проистекающие из круговорота рождений-смертей.

 

Во время практики медитации, на которую указывает этот стих, надо представлять в середине божеств – Парашамбхунатху и Читпарамбу, а вокруг Них – шестьдесят четыре манаса-маюкхи1.

 

Некоторые рассматривают стихи 36 – 41 в обратном порядке, чтобы чакры шли по восходящей.

 

 

1 Вот имена шестидесяти четырех манаса-маюкх: 1) Пара; 2) Пара (с долгой «а» на конце); 3) Бхара; 4) Бхара (с долгой «а» на конце); 5) Чит; 6) Чит-пара; 7) Махамайя; 8) Махамайя-пара; 9) Сришти; 10) Сришти-пара; 11) Иччха; 12) Иччха-пара; 13) Стхити; 14) Стхити-пара; 15) Ниродха; 16) Ниродха-пара; 17) Мукти; 18) Мукти-пара; 19) Джняна; 20) Джняна-пара; 21) Сат; 22) Сати-пара; 23) Асат; 24) Асати-пара; 25) Сад-асат; 26) Сад-асати-пара; 27) Крия; 28) Крия-пара; 29) Атман; 30) Атма-пара; 31) Индрияшрая; 32) Индрияшрая-пара; 33) Гочара; 34) Гочара-пара; 35) Локамукхья; 36) Локамукхья-пара; 37) Ведават; 38) Ведават-пара; 39) Самвид; 40) Самвит-пара; 41) Кундалини; 42) Кундалини-пара; 43) Саушумни; 44) Саушумни-пара; 45) Прана-сутра; 46) Прана-сутра-пара; 47) Сьянда; 48) Сьянда-пара; 49) Матрика; 50) Матрика-пара; 51) Свародбхава; 52) Свародбхава-пара; 53) Варнаджа; 54) Варнаджа-пара; 55) Шабдаджа; 56) Шабдаджа-пара; 57) Варна-джнята; 58) Варна-джнята-пара; 59) Варгаджа; 60) Варгаджа-пара; 61) Самйогаджа; 62) Самйогаджа-пара; 63) Мантра-виграха и 64) Мантра-виграха-пара.

 

 

 

 

 

Стих 35 Стих 37
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту