Стих 26 Стих 28

Стих 27

27. Да будет всякое мое действие считаться (предназначенным) для поклонения Тебе: (мои) разговоры – возношением молитв Тебе; разнообразная работа, что я выполняю руками – мудрами (жестами), используемыми в поклонении (Тебе); (мои) пешие прогулки – совершением прадакшины (ритуального обхода) (вокруг Тебя); (мое) принятие пищи – жертвенными возлияниями (Тебе); (мое) лежание – простиранием (пред Тобой) и все прочее, что доставляет (мне) удовольствие, – посвящением (Тебе) всего моего «я».

 

Подробно остановившись в предыдущих стихах на величии Деви и чудесных силах, которые приобретают Ее преданные почитатели благодаря медитации на Ее образ вместе с соответствующими чакрами, в этом стихе автор рассматривает способ, которым поклоняется Деви дживанмукта.

 

Этот способ предписан в «Бхавана-упанишаде». Поклонение Деви бывает двояким: экзотерическим (низшая разновидность) и эзотерическим (высшая разновидность). Первое, которое практикуют обычные верующие, включает такие общеизвестные элементы, как молитвы, выполнение определенных мудр, круговые обходы изображения Божества, жертвенные возлияния и простирания. Второе, которое не придает никакого значения обрядовым формам, практикуют неизменно почитаемые дживанмукты. Именно о нем идет речь в данном стихе. То, что автор использует в этом стихе слово «мое», весьма показательно. Это говорит о том, что он всецело отождествляет себя с этим методом. Разговоры – состоя из матрик, божественных по своей природе, они становятся молитвой того или иного вида: либо внутренней, либо произносимой шепотом, либо читаемой вслух. Мудрами – в виде особых жестов рук, какие используются при призывании божества и других подобных обрядах. Принятие пищи – различных видов твердой и жидкой пищи. Это рассматривается как предложение жертвенных возлияний Деви в образе джатхарагни, жизненной энергии в желудке. Лежание – сон, отдых на кровати и т. п. По мнению Лакшмидхары, в этом стихе говорится о поклонении Деви как Садакхья-таттве в сахасраре, а не о внешнем поклонении, когда изображение Деви ставят на возвышение и т. д. Хотя самаины не практикуют никакого внешнего поклонения, существует определенная категория последних, которые, основываясь на авторитете «Чандраджняна-видьи», прибегают к поклонению, при котором Деви, держащую в руках пашу, анкушу и т. д. представляют в середине солнечного диска. Этот стих содержит в себе сущность практики джняна-йоги, в которой все действия посвящаются Параматману, представленному в данном случае в виде Трипура-сундари. В этом смысле все без исключения обычные действия и функции рассматриваются как акты поклонения Деви.

 

 

 

 

Стих 26 Стих 28
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту