Стих 16 | Стих 18 |
Стих 17
17. О Мать! Всякий, кто мысленно созерцает Тебя, окруженную свитой из порождающих речь Вашини и других, сияющую подобно свежеграненому лунному камню, становится создателем великих поэтических произведений, исполненных богатства стиля и сладостных, как благоухание лотосоподобных уст Богини речи.
В предыдущем стихе говорилось об упасане Деви в образе Аруны, благодаря которой Ее преданный почитатель обретает дар красноречия. Этот стих говорит нам, что упорная практика того же самого созерцания, но саттвического типа, превращает приверженца Деви в признанного автора эпических поэм.
Порождающих речь Вашини и т. д. – восемь божеств сарварога-хара-чакры – Вашини и другие, о которых подробно говорилось в комментарии к стиху 11, где приводились их имена и объяснялись их взаимоотношения со Шри-чакрой.
Говорится, что они управляют восемью группами букв алфавита – а-, ка-, ча-, та (церебральная)-, та-, па-, я- и ша-варгами. Согласно Агамам, они обладают цветом сияющего кристалла. Их естественные обители уже упоминались при объяснении Бху-прастары. Под «Вашини и другими» также подразумеваются двенадцать йогини и четверо стражей врат Бху-грихи. Некоторые говорят, что гласные – кристально-белого цвета, буквы от «ка» до «ма» – цвета коралла, девять букв от «я» желтого цвета, а «кша» – красного. Другие считают, что гласные – цвета дыма, буквы от «ка» до «тха» – цвета киновари, от «да» (церебральной) до «пха» – белые, от «ба» до «ла», включая «ла» (церебральную) – алые, от «ва» до «са» – цвета золота и «ха» и «кша» – цвета молнии. Лакшмидхара полагает, что точке зрения автора соответствует второй вариант. Говорится, что этот стих касается плода созерцания Деви в образе джняна-шакти, Которая правит Шакти-кутой.
|
Стих 16 | Стих 18 |