Стих 13 Стих 15

Стих 14

14. Пара Твоих лотосоподобных стоп неизмеримо выше тех пятидесяти шести лучей (муладхары, обладающих свойствами) земли, пятидесяти двух (манипуры, обладающих свойствами) воды, шестидесяти двух (свадхиштханы, обладающих свойствами) огня, пятидесяти четырех (анахаты, обладающих свойствами) воздуха, семидесяти двух (вишуддхи, обладающих свойствами) эфира и шестидесяти четырех (аджни, обладающих свойствами) ума.

 

Этот стих подробно описывает возвышенную природу пары божественных стоп Деви, которые покоятся на сахасраре. В этой связи он упоминает шесть чакр, расположенных ниже сахасрары. Слово «маюкхас», которое приводится здесь, можно понимать по-разному. 1) Как лучи, исходящие от Агни, Сурьи и Сомы, которые располагаются в восходящем порядке в Рудра-, Вишну- и Брахма-грантхи, над каждой парой из шести чакр. Общее число этих лучей – 360. 2) Как лунный год, состоящий из 360 титхи. Каждый титхи представляет собой одну долю луны. Лунный год включает в себя шесть сезонов: васанта, гришма, варша, шарад, хеманта и шишира, которые соответствуют шести чакрам, а стопы Деви пребывают над всеми ними как нада и бинду, будучи кала-гочара (превосходящими время). 3) «Маюкхас» можно считать указанием на различные таттвы, которые представляют стихии, соответствующие чакрам. В таком случае их можно разделить на две группы, чтобы одна относилась к Шакти, а другая – к Шиве. Стопы же Деви являются таттватита, и потому превосходят их все. 4) «Маюкхас» также можно истолковать как матрики, или буквы алфавита, сгруппированные следующим образом: а) пятьдесят букв алфавита («кша» не учитывается) вместе с биджами «аим», «хрим», «шрим», «аим», «клим» и «саух» обозначают землю; б) те же пятьдесят букв вместе с биджами «саум» и «шрим» представляют воду; в) пятьдесят букв (четырнадцатая буква повторяется четыре раза), биджи «хам» и «сах» (повторяются по четыре раза) представляют огонь; г) пятьдесят букв и «ям», «рам», «лам» и «вам» обозначают воздух; д) первые четырнадцать гласных (повторяются по пять раз), биджи «аим» и «хрим» представляют эфир; е) шестнадцать гласных (повторяются по четыре раза) представляют манас. Утверждается, что посредством полученных таким образом трехсот шестидесяти слогов вместе с «хам» и «сах» следует выполнять предписанную ньясу в шести чакрах (см. «Введение» к «Змеиной силе» Артура Авалона).

 

Согласно первому толкованию, у каждого луча имеется собственный аварана-девата. Эта классификация приводится в двух видах Тантр – пурва и уттара. Первые связаны с Шакти, и потому называются «шакта-», тогда как вторые относятся к Шиве и носят имя «шамбхава-». От соединения недифференцированного свидетеля всего, Шивы, и Шакти для сотворения мира возникает сияющее излучение, известное как «пара». Оно распространяется от Брахма-рандхры до аджни в межбровье. Его представляют в виде женского божества, управляющего «соком» мадджа – костным мозгом. От нее происходят божества, известные как Иччха, Джняна, Крия, Кундалини и Матрика. Они проявляются, соответственно, в вишуддхи (в районе горла), представляя эфир, в анахате (в области сердца), представляя воздух, в манипуре (в области пупка), представляя воду, в свадхиштхане (в районе половых органов), представляя огонь, и в муладхаре (немного выше заднего прохода), представляя землю. Эти божества также управляют «соками» твач, асридж, мамса, медас и астхи и формируют всю вселенную, одушевленную и неодушевленную. Лучей, которые принадлежат Агни и проявляются в муладхаре и манипуре, охватывая первую кханду, – 108. Лучей Солнца, которые проявляются в свадхиштхане и анахате, охватывая вторую кханду, – 1161. Лучей Луны, которые проявляются в вишуддхи и аджне, охватывая третью кханду, – 136. Нужно отметить, что Луна этой области, с ее пятнадцатью прибывающими и убывающими калами, есть не что иное, как отражение полной Луны, которая пребывает в центре сахасрары. Кайвальяшрама приводит имена 360 божеств, управляющих маюкхами, перечисляя их по группам в порядке, данном в этом стихе. Мы приводим их имена в примечаниях к комментариям к стихам 36 – 41.

 

Эти лучи также рассматривают как символы вечных сущностей.

 

Это делается следующим образом. Пять танматр, пять стихий, десять органов восприятия и действия, четыре антахкараны, кала, пракрити, пуруша и махат – всего двадцать восемь, удвоенных, чтобы представлять Шакти и Шиву, дают пятьдесят шесть относящихся к земле. Пять стихий, десять органов восприятия и действия, десять свойственных им функций и манас – всего двадцать шесть, удвоенных, как и в предыдущий раз, дают пятьдесят два, относящихся к воде. Пять стихий, пять танматр, десять органов восприятия и действия, десять свойственных им функций и манас – всего тридцать один, удвоенных, как и в прошлый раз, дают шестьдесят два, относящихся к Агни. Двадцать восемь таттв земли, исключая махат, т. е. двадцать семь элементов, удвоенных, как и в предыдущих случаях, дают пятьдесят четыре, относящихся к Ваю. Тридцать шесть таттв кальпа-сутр (см. примечание к комментарию к стиху 9), удвоенных, как в предыдущих случаях, дают семьдесят две, относящихся к эфиру. Те же самые таттвы, за исключением четырех последних, т. е. тридцать две, умноженные на два, дают шестьдесят четыре, относящиеся к манасу. Эти лучи первоначально исходят от стоп Деви, а затем Луна, Солнце и Огонь, которые поклоняются Ее стопам, получают их для развития мироздания. Характерные свойства этих лучей в подробностях описываются в «Бхайрава-ямале». Традиция Шри-Видьи также известна под названием «чандракала-видья», или мудрость, связанная с пятнадцатью прибывающими и убывающими калами, которые представлены пятнадцатью пурва- и апаракша-титхи, которые служат основой для исчисления времени. Говорится, что год, который, таким образом, является одним из аспектов проявления кала-шакти, – это Праджапати, Творец. Поэтому эти лучи поистине служат причиной творения, поддержания и разрушения вселенной – как микрокосма, так и макрокосма. Так как существуют мириады подобных микро- и макрокосмов, на которые воздействуют Солнце, Луна и Огонь, и через которые распространяются эти лучи, исходящие от стоп Деви, слово «маюкха» относится не только к тремстам шестидесяти таких лучей, но и к бесконечному их количеству. Из этого также следует, что байндава-стхана чандракала-чакры, где находится высшее царство Деви и откуда исходят и проявляются эти лучи, превосходит все миры во все времена.

 

 

 

1 У солнца и огня, как нетрудно понять, одинаковая природа. Солнце сияет над свадхиштханой и анахатой, которая располагается над манипурой. Огонь пылает в муладхаре и манипуре, которая располагается выше свадхиштханы. Таким образом, две области пересекаются. Объясняют это так. Солнечные лучи обладают способностью выпаривать влагу, которая затем сгущается в облака во время махапралаи. Когда огонь пылает, чтобы уничтожить микрокосм, а также макрокосм, огромный ливень из собравшихся облаков самварта сможет умерить пламя и взять его под контроль.  

 

 

 

 

Стих 13 Стих 15
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту