Стих 1 Стих 3

Стих 2

2. Обретя мельчайшую пылинку с Твоих лотосоподобных стоп, Виринчи творит миры, ничего не оставляя незавершенным; ее же Шаури с великим усилием удерживает на Своих тысяче главах; растерев ее же, Хара наносит ее (на Свое тело), подобно пеплу.

 

Виринчи – то же самое, что Виринча из первого стиха; оба слова являются именами-эпитетами Брахмы, творца. Пылинка – это слово используется в собирательном смысле, так как очевидно, что все миры не могут возникнуть из одной пылинки; и для того чтобы удерживать пылинку, Шаури не требуется использовать всю Свою тысячу глав и прилагать великое усилие; равно как Харе не хватит ее, чтобы натереть ею Свое громадное тело. Лотосоподобные стопы – Твои: Тебя, первопричины всех миров; поэтому пыль с Твоих стоп содержит в себе все Твои добродетели. Согласно Канаде, основателю школы вайшешика, и Акшападе, основателю школы ньяя, мир состоит из первичных атомов земли, воды, огня и воздуха, которые, по воле Ишвары, сначала образуют двьянуки, сочетания, состоящие из двух атомов каждое, а они затем образуют трьянуки, состоящие их трех двьянук. Именно на этих группах из трьянук основывается космогония этих двух школ. Подобную идею о порядке творения не следует считать просто поэтической догадкой, так как истина заключается в том, что параману (стопы Деви) – это первопричина сотворения мира, а именно оно находится в центре внимания их теорий. Миры – и одушевленные, и неодушевленные. Имеются в виду семь верхних миров: Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джана, Тапас и Сатья, равно как семь нижних: Атала, Витала, Сутала, Расатала, Талатала, Махатала и Патала. Шаури – Вишну, божество, поддерживающее мироздание. Говорится, что Он поддерживает все четырнадцать миров: семь в образе Шишумары, дельфина, и семь в образе Шеши. Лакшмидхара истолковывает это слово как «Балабхадра (потомок Шуры, главы рода Ядавов), в образе Шеши поддерживающий миры». Тут, однако, можно отметить, что, согласно Амарасимхе, «Шаури» – это одно из признанных имен Вишну, а не Балабхадры. Хара – Самхара-Рудра, разрушитель.

 

Свидетельством величия Богини служит то, что творец, охранитель и разрушитель миров полностью зависят в исполнении своих функций от пыли с Ее стоп. Это еще больше подтверждается тем, что одна-единственная пылинка с Ее стоп является материалом, из которого творец создает все миры со всем, что в них есть. Далее та же самая пылинка требует от Вишну, тысячеглавого, великих усилий, чтобы удерживать ее на Своих бесчисленных главах, а могучему Самхара-Рудре, с Его гигантским телом, приходится, для Своей бхасма-снаны (ритуал нанесения пепла на тело), превращать ее в мельчайший пепел посредством разрушения всех миров. Кроме того, как отмечает Кайвальяшрама, пепел есть не что иное, как вещество, оставшееся после уничтожения всех элементов и их всевозможных превращений. Он появляется после того, как Рудра применяет Свою самхара-шакти, чтобы, в соответствие с мантрой, предписанной для этого, натереть Свое тело пеплом. Далее, тот же комментатор, опираясь на авторитет Даттатреи, так объясняет эзотерический смысл слова «пылинка». У Деви четыре стопы, под названием «шукла», «ракта», «мишра» и «нирвана». Первые две покоятся на двухлепестковом лотосе аджня-чакры, третья – на двенадцатилепестковом лотосе сердца, а четвертая – на тысячелепестковом лотосе двадашанты. Рядом с ними пребывают, как божества соответствующих чакр, Вишну, Брахма, Рудра и Садашива, которые, посредством пылинки, что покоится на Ее четырех стопах, принимают соответствующие им гунысаттву, раджас, тамас и гунатитатву, осуществляя свойственные им функции сотворения, поддержания, разрушения и купания в нектаре лунной сферы в тысячелепестковом лотосе. Однако Камешварасури оспаривает эту точку зрения, показывая, что она противоречит взгляду, которого придерживается сам Шанкара-бхагаватпада. Последний повсюду на страницах этого труда говорит только об одной паре стоп Деви, и потому толкование Кайвальяшрамы искусственно. Если его цель – просто связать упоминание Хари, Виринчи и Хары с тремя гунами, продолжает Камешварасури, это можно было бы с равным успехом сделать, объяснив, что пылинка, будучи разноцветной, содержит в себе три гуны. Тем не менее, в защиту точки зрения Кайвальяшрамы можно отметить, что его толкование – чисто эзотерическое, и его не следует воспринимать буквально.

 

Помимо тысячелепестковой чакры, выше упоминались еще две: аджня и анахата. Они, вместе с четырьмя другими, представляют собой центры психической энергии в теле человека. Приводим далее их список: 1) муладхара, четырехлепестковая, в области на две ангулы (ангула – древнеиндийский дюйм – прим. перев.) выше заднего прохода; 2) свадхиштхана, шестилепестковая, в области половых органов; 3) манипура, десятилепестковая, в области пупка; 4) анахата, двенадцатилепестковая, в области сердца; 5) вишуддхи, шестнадцатилепестковая, в области горла, и 6) аджня, двухлепестковая, в области межбровья. При медитации на эти чакры следует представлять, что на четырех лепестках муладхары располагаются четыре буквы от «ва» до «са», на шести лепестках свадхиштханы – шесть букв от «ба» до «ла», на десяти лепестках манипуры – десять букв от «да» до «пха», на двенадцати лепестках анахаты – двенадцать букв от «ка» до «тха», на шестнадцати лепестках вишуддхи – шестнадцать букв от «а» до висарги и на двух лепестках аджня-чакры – две буквы – «ха» и «кша».

 

 

 

 

Стих 1 Стих 3
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту