Реклама
Введение Стих 2

Стих 1

1. Только если Шива пребывает в единстве с Шакти (с Тобой), может Он быть верховным владыкой; в противном случае Бог неспособен даже пошевелиться. Поэтому как смеет тот, у кого нет никаких благих заслуг, почтительно приветствовать Тебя или петь Тебе хвалу – Тебе, Которой поклоняются даже Хари, Хара, Виринча и другие?

 

В соответствии с освященной временем традицией великих авторов литературы даршан, первый стих этого труда, чтобы сразу в самой сжатой форме раскрыть содержание всей книги, доносит до читателя самую суть традиции Шри-Видьи, почитания Деви. Хотя все приверженцы Шри-Видьи ставят своей целью освобождение, вследствие различия в психологическом складе практикующих, их характере, а также интеллектуальном и духовном уровне, в том, что касается конкретных методов достижения указанной цели, возможны различия в подходах. Камешварасури, талантливый комментатор этого труда, в своем развернутом комментарии к первому стиху рассматривает четырнадцать различных аспектов Шивы и Шакти, истолковывая стих с точки зрения: 1) веданты; 2) санкхьи; 3) главного божества Шри-Видьи; 4) важных слов; 5) их значения; 6) происхождения звуков; 7) янтры; 8) пранавы; 9) матрики, санскритского алфавита; 10) кади-видьи; 11) хади-видьи; 12) панчакшари; 13) гуру -- того, кто посвящает и 14) чандра-калы. В дополнение к обычному переводу первого стиха, приведенному выше, ниже мы излагаем четырнадцать аспектов, согласно Камешварасури, в виде четырнадцати различных прочтений.

 

1. Только когда Шива («благой», ничем не омраченное блаженство, т. е. Брахман, который представляет собой наивысшие бытие, сознание и блаженство и, когда соединяется с майей, становится Ишварой) пребывает в единстве с Шакти (майей, которая выполняет две функции: аварана – сокрытие реального и викшепа – демонстрация нереального, не действуя, однако, независимо от Брахмана, который есть Шива), Он приобретает способность творить (поддерживать и разрушать первостихии мироздания, такие как эфир и т. д., а также все производное от них, равно как соединяться с ними); в противном случае Дева (Который предается играм творения и т. д.) оказывается неспособен даже пошевелиться (не говоря о том, чтобы осуществлять эти игры). Поэтому как смеет тот, кто не накопил (очищая свой ум) благих заслуг (в течение многих предыдущих рождений, не изучал с должным рвением мудрость Упанишад и не достиг самоосознания по милости своего гуру, получив таким образом возможность в совершенстве постичь Твою истинную природу, удаляя паутину иллюзии, в которую попадаются даже великие), даже почтительно приветствовать (смиренно склоняясь пред Тобой и прося у Тебя прощения) или восхвалять (с целью привлечь Твое внимание) Тебя (Ту, Которая дарует могущество Самому Ишваре и обладает искусством делать невозможное возможным), – Тебя (о Майя!), Которой служат даже Хари (Вишну, охранитель), Хара (Рудра, разрушитель), Виринча (Брахма, творец) и другие (этого рода, подверженные авидье)?

 

2. Только когда Шива («хромой» Пуруша, которого называют «Ишварой»), чьим характерным свойством является безучастность, и неспособный действовать самостоятельно, пребывает в единстве с Шакти (Пракрити, «слепой» творческой силой, обладающей тремя свойствами: саттвой, раджасом и тамасом – гармонией, активностью и косностью), (Он приобретает славу творца и владыки мира). В противном случае Дева (Ишвара) теряет всякую способность даже пошевелиться (много более того – совершить любое действие, которое Ему приписывают, так как именно от Пракрити, в присутствии Пуруши, возникают, в должной последовательности, махат, ахамкара, танматры и т. д.). Поэтому как смеет тот, кто не обрел Твою саттва-гуну (и благодаря этому подлинное знание, которое приходит через изучение системы Капилы, с помощью гуру), приветствовать или прославлять (таким, примерно, образом: «Что мне сказать о Тебе, о главная жемчужина среди праведных жен! Та, Которая утверждает Свое величие, ни малейшим образом не пользуясь величием Своего Супруга») Тебя (о Богиня!), Которой служат даже Хари, Хара и Виринча (в своем труде по поддержанию, разрушению и сотворению, получая примесь одной из Твоих гунсаттвы, раджаса и тамаса, соответственно) и другие, подобные им?

 

3. Только когда Шива (обладатель бесконечных благих свойств, от Которого происходят Бхава – творец, Мрида – охранитель и Хара – разрушитель, Чьей обителью служат гора Кайласа и самая сердцевина Шри-чакры) предается блаженным играм с Шакти (Своей супругой, Хаймавати, сидящей на Его коленях), Он способен порождать (в качестве Своего потомства всю вселенную, поддерживать ее и быть ее верховным владыкой); в противном случае Дева (хотя и самосияющий) оказывается не в силах даже пошевелиться (насколько же менее возможны стали бы для него такие подвиги, как сожжение Трипуры, проглатывание страшного яда халахала и т. д.). Поэтому как смеет тот (кто ни единожды не поклонялся Твоим лотосоподобным стопам в течение своих предыдущих рождений) выражать Тебе почтение (телом, словами, либо в уме) или прославлять Тебя (о Богиня!), Которой служат Хари, Хара, Виринча (и Ишвара, как четыре ножки Твоего трона), Садашива -- в качестве Твоей подстилки, Махендра, как Твоя плевательница и т. д.?

 

4. Только когда слово «Шива» соединено с (тем, что обозначается словом) «Шакти», а именно, буквой «э» (сочетанием «а» и «и» в обратном порядке, т. е. «и» и «а»), оно становится обозначением божества, дарующего благо всему миру; в противном случае это слово утрачивает свой блеск и превращается просто в шипящий и губно-зубной обрывок звука, непроизносимый и бессмысленный. Поэтому как смеет тот, кто не стяжал благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя (т. е. исполненный жизни звук «э»), Которую произносят в молитве вместе со словом «Шива» Хари, Хара, Виринча и другие?

 

5. Только благодаря соединению с Шакти (подходящей группой слов в правильной последовательности) Шива (совокупность их значений) обретает свойство привлекать сердца мудрецов; в противном случае Дева (просто мысль, никак не выраженная) не сможет осуществить Свои цели в повседневной жизни. Поэтому как смеет тот, кто не стяжал благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя (Которая нераздельно связана с мыслительными формами), о Богиня, Которую (по этой самой причине) почитают даже Хари, Хара, Виринча и другие?

 

6. Только когда Шива (шабда-прапанча) пребывает в единстве с Шакти (пара-шакти, основой, сущностью Шабда-Брахмана, которого, хотя он и един, приверженцы разных учений называют разными именами: шакты – Шакти, шайвы – Чит, йогины – Кундалини, санкхьяики – Пракрити, ведантины – Брахман, буддисты – Буддхи, джативадины – Махасатта и дравьявадины – «Абсолютная дравья»); и который принимает различные образы вследствие условий, создаваемых майя-шакти, зависимой от нее), Он приобретает способность к проявлению (в стадиях пашьянти, мадхьяма и вайкхари; и, когда находится в стадии мадхьяма, – способность принять форму шабды и артхи и установить взаимоотношения между ними). В противном случае (без пара-шакти) Деву, Шабда-Брахмана невозможно выразить с помощью нёба и других органов речи, и потому стадия вайкхари оказывается недостижима. Поэтому как смеет тот, кто не стяжал благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя (Которая есть первопричина проявления Брахмана, обладающего свойствами, и развертывания мира явлений), о Богиня, Которую почитают даже Хари, Хара, Виринча и другие боги (в распоряжении которых четыре стадии проявления звука: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари)?

 

7. Только если Шива (группа из четырех треугольников из девяти, входящих в Шри-чакра-янтру) сочетается с Шакти (группой из пяти оставшихся треугольников той же самой чакры), или если Шива (т. е. бинду, точка) неразрывно связан с Шакти (т. е. триконой, треугольником) (т. е. когда обе фигуры образуют неразделимое целое), возможно образование восьми: групп из десяти и четырнадцати кон, треугольников, направленных вовне, вместе с восьми- и шестнадцатилепестковым лотосами и двумя тройками окружностей и четырехугольников, равно как сотворение, поддержание и разрушение мира. Если ни одно из этих условий не соблюдено, Дева (вышеупомянутый Шива) лишается возможности образовать различные части чакры, подробно описанной выше, а также проявиться в Своих творящем, поддерживающем и разрушительном аспектах и в трех прастарах: «ку», «ша» и «ла», обозначающих землю, золотую (гору) Меру и гору Кайласу. Поэтому как смеет тот, кто не стяжал благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя с правильным знанием Тантр, о Досточтимая, Которой служат Хари – Солнце, Хара – Огонь, Виринча – Луна (Вашини и т. д., Вама и т. д. и другие Шакти, а также пятьдесят одна буква восьми групп алфавита, пребывающие, как предписано, в их соответствующих местах в чакре)?

 

8. Только когда Шива (пара звуков, состоящая из «у» и «м») пребывает в единстве с Шакти («а» со знаком назализации), Он обретает способность принимать вид пранавы, воплощенной формы нады и т. д., проходя стадии пара, пашьянти и т. д., от которых происходят бесчисленные свары, варны, пады и вакьи. В противном случае Дева (пара звуков, состоящая из «у» и «м») теряет всякую способность дать начало пранаве и пребывает в растерянности. Поэтому как смеет тот, кто не стяжал благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя (имеющую образ пранавы), о Богиня, Которую почитают Хари, Хара и Виринча – как божества составных частей пранавы; Агни, Ваю и Сурья – их риши; гаятри, триштубх и джагати – их размеры; ракта, шукла и кришна – их цвета; джаграт, свапна и сушупти – их состояния; бхуми, антарикша и сварга – их обители; удатта, анудатта и сварита – их свары; Риг-, Яджур- и Сама- – их Веды; гархапатья, ахавания и дакшина – их агни; прахна, мадхьяхна и апарахна – их калы; саттва, раджас и тамас – их гуны; сришти, стхити и самхара – их функции, – и все они располагаются в соответствующем им порядке, – так как же он смеет петь Тебе хвалу?

 

9. Только когда Шива (группа из тридцати пяти согласных, рассматриваемых по-отдельности и в совокупности, полностью представляющая тридцать шесть таттв) пребывает в единстве с Шакти (группой из шестнадцати гласных, представляющих шесть нитья-шакти и шестнадцать различных интонаций), Он обретает способность создавать Веды, Пураны и другие источники мудрости. В противном случае Дева стал бы непроизносимым и лишенным смысла. Поэтому как смеет тот, кто не стяжал благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя, о Богиня, Которую почитают Хари, Хара, Виринча и другие, как алфавит, состоящий из живых гласных и согласных, и все, что из них слагается?

 

10. Только когда Шива (слог «ка») располагается в непосредственном соседстве с Шакти (слог «э»), произносимой отдельно после Него, Он может принять образ священной пятнадцати- или шестнадцатислоговой мантры. Если начальный слог «ка» не соединен со слогом «э», Дева (даже несмотря на то, что за ним следует звук «и»), ку-ша-ла (притхви-биджа «ла»), Сам по Себе не способен образовать мантру. Затем, посредством (пары «ха» и пары «са», которых представляют, соответственно, Солнце и Луна, обозначаемые словом) Хари; Хары (слога «ка»); Виринчи (слога «ка»); ади (главных из богов, которые представляют пару «ла»); (образующими, таким образом, группы из пяти и трех слогов, а именно «ха са ка ха ла» и «са ка ла», которые, вместе с ранее упомянутой группой из четырех слогов, т. е. «ка э и ла», образуют три группы слогов общим числом в двенадцать); (и три хриллекхи, получаемые из «Хари-Хара-ви-рим», следующим образом: первый «хрим» из «Хари-рим», второй – из «Хара-ви-рим» и третий – из «Хара-ви-рим», изымая выделенное курсивом и сочетая буквы в подходящем порядке; таким образом получается полная мантра под названием «панчадашакшари» («пятнадцатислоговая»), где непосредственно за каждой из трех уже полученных групп слогов располагается по одному из трех «хрим»; удалив выделенное курсивом в «шивах» (с которого начинается стих) и добавив «рим», последний слог из тех, которые мы до сих пор рассматривали, получаем «шрим», биджу Чади (Лакшми, Которая появилась на свет до луны, обозначаемой «ча»), которая, вместе с упомянутыми выше пятнадцатью слогами и проникая сквозь них, образует шодашакшари (шестнадцатислоговую мантру)). Поэтому как смеет тот, кто не достиг совершенства в мантрической премудрости приветствовать или прославлять Тебя, о Богиня, имеющая образ кади-видьи, о Та, на Которую медитируют Хари, Хара, Виринча и другие, как на принимающую пятнадцать или шестнадцать различных образов, состоящих из пятнадцати или шестнадцати слогов, что пронизывают всю вселенную?

 

11. Только когда Шива (слог «ха») располагается в непосредственном соседстве с Шакти (слогом «са» за ним), Он может принять образ священной шестнадцатислоговой мантры. Если начальный слог «ха» не соединен подобным образом со слогом «са», то Дева (слог «ка»), несмотря на то, что за ним следует кушала (притхви-биджа, «ла»), Сам по Себе оказывается не в силах образовать мантру. Таким образом получаем первую группу, состоящую из четырех слогов: «ха са ка ла». Затем «ха» (обозначающий Шиву), «ха» (символизирующий Шакти) и «ка» (обозначающий Деву), как прежде, а также кхалу (акаша-биджа «ха») и кушала (притхви-биджа «ла») дадут вторую группу, состоящую из пяти слогов: «ха са ка ха ла». После этого, посредством Хари (слога «са», Ваю-биджи), Хары (слога «ка») и Виринчи (слога «ла», который в алфавите идет перед «ва»), получаем третью группу, состоящую из трех слогов: «са ка ла»; добавив к каждой из трех групп слог «хрим» (получив три «хрим» из Хари-Хара-ви-рим: первый «хрим» из «Хари-рим»; второй – из «Хара-ви-рим»; и третий – из «Хара-ви-рим», удаляя выделенное курсивом и подходящим образом сочетая буквы), получаем полную мантру «панчадашакшари» хади-видьи, которой с преданностью поклоняется Лопамудра. Поэтому как смеет тот, кто, не ведая Твоего величия, воспетого в «Дакшинамурти-самхите», недостоин поклоняться Тебе, приветствовать или прославлять Тебя?

 

12. Когда («сырая» форма) «Шива» находится под влиянием Шакти («э» от «не» по методу Панини, т. е. окончание дательного падежа единственного числа, посредством добавочного присоединения несклоняемого «намах», обозначающего ту же самую Шакти), Он способен оформиться в панчакшари-мантру, т. е. «Шивая намах». В противном случае Дева («сырая» форма, «Шива») неспособен стать произносимым как мантра, провозглашающая единство Шивы и Шакти. Поэтому как смеет тот, кто лишен благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя, о Богиня, имеющая образ панчакшари-мантры, в котором Тебя почитают Хари, Хара, Виринча и другие?

 

13. Только когда Шива (гуру) наделен Шакти (духовными достижениями, что появляются благодаря чтению Шри-Видья-мантры, преданности Богине Шри-Видьи и т. д.), шишья (ученик) может достичь совершенства по милости гуру, который есть воплощение Парамешвары. Если его милость не обрела полноты (благодаря Шакти), то, даже если шишья является выдающимся во всех отношениях, ему нечего надеяться даже на малейшие духовные достижения. Поэтому как смеет тот, кто не стяжал благих заслуг, приветствовать или прославлять Тебя, о Богиня, о воплощение Гуру-мурти, Которую почитают в таком образе Хари, Хара, Виринча и другие, ибо в противном случае они не смогли бы понять внутреннее значение мантры?

 

14. Только когда Шива (первая доля прибывающей луны, известная как «Дарша», которая обладает природой Шива-таттвы) находится в единстве с Шакти (второй долей прибывающей луны, известной как «Дришта», которая обладает природой Шакти-таттвы), Он способен приобрести свойство быть видимым, и Его становится возможным приветствовать в небесах. В противном случае Дева (первая доля) не способен освещать и радовать весь мир, способствуя его процветанию, равно как усиливать благодатное воздействие других лунных долей – Даршаты и прочих. Поэтому как смеет тот, кто в течение своих предыдущих воплощений не стяжал религиозных заслуг, приветствовать или прославлять Тебя, о Богиня, имеющая образ вечной чандра-калы (шестнадцатой доли), Которой поклоняются Хари, Хара, Виринча и другие?

 

Согласно «Бхайрава-ямале», бинду триконы и три чакры, которые расположены за пределами чатур-дашары, т. е. ашта-дала, шодаша-дала и Бху-гриха, представляют Шиву, в то время как трикона, аштакона, антар-дашара, бахир-дашара и чатур-дашара представляют Шакти. Без их соединения образовать Шри-Чакру, которую можно считать символом начала мироздания, невозможно. Другими словами, вселенная прекратит существование, когда наступит махапралая, окончательное растворение. «Вамакешвара-Тантра» говорит, что без Шакти Шива теряет всякое имя и проявленный образ. «Деви-бхагавата» утверждает, что Шива, лишенный Кундалини-шакти есть не более чем шава, труп. Ачьютананда, один из комментаторов данного труда, отмечает, что творческая сила Шакти в ее тройственном аспекте иччхи (воли), джняны (мудрости) и крии (действия) жизненно необходима для Шивы, чтобы Он мог успешно осуществлять все Свои божественные деяния; Хари, Хара и Виринча символизируют, соответственно, «А», «У» и «М» – три составные части пранава-мантры, а другие деваты, обозначаемые словом «ади», – другие мантры. Пранава – самая главная мантра Вед. Отсюда следует, что Шакти достойна того, чтобы Ее почитали посредством пранавы и других Веда-мантр. Когда «хам», биджа Шивы, соединен с «сах», биджой Шакти, получается Хамса-мантра, которая помогает осознать смысл маха-вакьи, «тат твам аси», своей формой «со ’хам» напоминая о нем. Далее, Хамса, космическое дыхание, которое образуется из «хам» (Шива), исходящего дыхания, и «сах» (Шакти), входящего дыхания, обозначает творение в форме эволюции и уничтожение в форме инволюции. В течение пралаи Шива и Шакти (согласные и гласные, совместно образующие акшары («непреходящие»)) пребывают в качестве Нишкала-Брахмана, Парашивы и Шанты (превосходящих тридцать шесть внешних сущностей) в состоянии покоя. После того как Шанта пробуждается и начинает влиять на Шиву как Шакти, происходит сотворение мира.

 

Чтобы объединить Шиву и Шакти, Кайвальяшрама извлекает из мира божественных звуков парапрасада-мантру – «хсаух» и ануттара-мантру – «ах», где «х» и «а» символизируют Шиву, а «саух» и висарга – соответственно, Шакти. Он также извлекает из «tvamaradhyam hari-hara-virincadibhih api» этого стиха пашади-трьякшари-мантру, состоящую из триады односложных слов, «ам хрим кром», истолковывая ее так: «Ты (Бхуванешвари, «хрим»), Которой служат (с одной стороны) «ам» (паша) и (с другой стороны) Хари («ом»), Хара («р») и Виринча («к»), (в обратном порядке, т. е. «кром» (анкуша))».

 

Слово «ади» в «hari-hara-virincadibhih» несет в себе достаточно широкий смысл, подразумевая любое количество упасак со свойственными им способами приблизиться к Богине. Ниже, на основе нашего исследования тантрической литературы, перечисляются пятнадцать таких упасак с их особыми мантрами: 1) Хари – ка са ка ла хрим, ха са ка ха ла хрим, са ка ла хрим, са ха ка ла хрим, са ха ка ха ла хрим, са ха са ка ла хрим1; 2) Хара – ха са ка ла хрим, ха са ка ха ла хрим, са ка ла хрим, ха са ка ла ха са ка ха ла са ка ла хрим; 3) Виринча – ка э и ла хрим, ха ка ха ла хрим, ха са ка ла хрим; 4) Ману – ка ха э и ла хрим, ха ка э и ла хрим, са ка э и ла хрим; 5) Чандра – са ха ка э и ла хрим, ха са ка ха э и ла хрим, ха са ка э и ла хрим; 6) Кубера – ха са ка э и ла хрим, ха са ка ха э и ла хрим, са ха ка э и ла хрим; 7) Лопамудра – ха са ка ла хрим, ха са ка ха ла хрим, са ка ла хрим; 8) Агастья – ка э и ла хрим, ха са ка ха ла хрим, са ха са ка ла хрим; 9) Нандикешвара – са э и ла хрим, са ха ка ха ла хрим, са ка ла хрим; 10) Сурья – ха са ка ла хрим, са ха ка ла хрим, са ка ха ла хрим; 11) Сканда – ха са ка ла хрим, ха са ка са ка ла хрим, са ха ка ха ла хрим; 12) Манматха – ка э и ла хрим, ха са ка ха ла хрим, са ка ла хрим; 13) Шакра – ка э и ла хрим, ха ка ха ла хрим, са ка ха ла хрим; 14) Дурвасас – ха са ка ла ха са ка ха ла са ка ла хрим2; 15) Яма – ка ха э и ла хрим, ха ла э и ла хрим, са ка э и ла хрим.

 

Согласно одному из комментаторов, несмотря на то, что Шанкара-бхагаватпада определенно строит весь свой труд на основе панчадашакшары, он не забыл подчеркнуть и важность шодашакшари, на что может указывать то обстоятельство, что в первой половине первого стиха он многозначительно использует шестнадцать отдельных слов. Мы во всех подробностях обсудим этот вопрос в комментарии к стиху 32.

 

Помимо того, что «Саундарья-лахари» рассматривает все аспекты Деви как супруги Шивы, эта работа также считается собранием мантр, обладающих большой святостью, чтение которых приносит значительные духовные заслуги. Каждому стиху соответствует янтра с биджакшарой, особый порядок поклонения, джапа и особая цель, которую достигают практикой данной мантры.

 

Ниже мы предлагаем следующие замечания касательно поклонения Деви с янтрами и биджакшарами соответствующих стихов, молитвой Деви, начитыванием соответствующих стихов, сидя перед янтрой, что сопровождается поклонением посредством панчопачары и другими обрядами. Так как янтры сами по себе считаются носительницами чайтаньи, их обычно вырезают на золотых пластинах. В случае каждой янтры поклонение должно продолжаться предписанное число дней, и следует тщательно соблюдать все правила, связанные с поклонением каждой янтре в каждый из дней. Считается, что такое поклонение дарует особые плоды. Если кто-то достиг совершенства в практике любой другой мантры, он легко обретет плод поклонения Маха-Трипурасундари посредством начитывания этих стихов. Что же касается остальных, то их успех зависит от веры и преданности, которые они вкладывают в свое поклонение. Считается предосудительным проверять какую-либо мантру на действенность. Какие бы препятствия или трудности не возникали у поклоняющегося, главное средство против этого – больше преданности.

 

Правила ритуала. I. Ришьяди: риши (провидец) стотры «Шри Саундарья-лахари» – Говинда; чхандас (стихотворный размер) – ануштубх; божество – Шри Маха-Трипурасундари; биджа – «Шивах Шактья юктах» («Шива в единении с Шакти»); шакти – «sudha-sindhor madhye» («посреди океана нектара»); килака – «japo jalpah silpam» («Все искусство речи – в чтении молитвы Тебе»). II. Кара-ньяса: «храм», большим пальцам – «намах»; «хрим», указательным пальцам – «сваха»; «хрум», средним пальцам – «вашат»; «храим», безымянным пальцам – «хум»; «храум», мизинцам – «ваушат»; «храх», ладоням и тыльным сторонам кистей – «пхат». III. Анга-ньяса: «храм», сердцу – «намах»; «хрим», голове – «сваха»; «хрум», пучку волос на затылке – «вашат»; «храим», защитным доспехам (кавача) – «хум»; «храум», трем глазам – «ваушат»; «храх», метательному снаряду (астра) – «пхат». IV. Дхьяна: «Почтительно склоняюсь пред Трипура-сундари, Которая Своим красноватым цветом затмевает цветок джапа, Которая держит в руках пашу (аркан), анкушу (стрекало), лук и стрелы, Чьи глаза – медно-красного цвета, Которая носит в качестве Своего особого украшения алую гирлянду, Чьи уста наполнены тамбулой (бетелем)». V. Панчопачара: совершается в следующем порядке: «лам», от сущности (стихии) (притхивьятмане) притхиви (земли) предлагаю Тебе гандху (сандаловую пасту); «хам», от сущности акаши (эфира) предлагаю Тебе цветы; «ям», от сущности ваю (воздуха) предлагаю Тебе дхупу (благовония); «рам», от сущности вахни (огня) предлагаю Тебе дипу (светильник); «вам», от сущности джалы (воды) предлагаю Тебе найведью (пищу). VI. Джапа: чтение соответствующих стихов в течение требуемого времени. VII. Предписанная найведья (подношение пищи).

К каждому стиху прилагается янтра с соответствующей ему биджакшарой. Описанный ритуал может проводиться в отношении каждого отдельного стиха «Саундарья-лахари».

 

 

1 По словам Кайвальяшрамы, согласно «Джнянарнава-Тантре», четвертая и шестая кханды этой видьи таковы: «са э и ла хрим» и «са ка э и ла хрим», соответственно.

 

2 Бхаскарарая явно считает, что два последних слога этой мантры, «ла хрим», означают «лахари», как видно из слов hah suryah sas candrah kognih tan hanti bhinattiti ha-sa-ka-ha; sa ca sa lahari ceti tatha durvaso-vidyayam hakara-rephayor vibhajyapi pathat в его «Сетубандхе».

 

 

 

 

 

Введение Стих 2
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту