Глава 22. Развлечения Шивы и Богини в Гималаях | Глава 24. Сати испытывает Раму на божественность |
Глава 23. Описание силы преданности
1. Брахма сказал: Когда Сати, предаваясь подобным играм с Шивой, достигла полного насыщения, Ее привязанность уменьшилась. 2-3. Однажды, порадовав Господа Своей преданностью и почтением, Сати, дочь Дакши, так обратилась к Шиве. 4. Сати сказала: О Великий Господь, Владыка владык и океан милости, о великий йогин, спаситель страждущих, сжалься надо Мной! 5. Ты Великий Муж, Господь, (Ты) за пределами саттвы, раджаса и тамаса. Ты и обладаешь свойствами (сагуна), и лишен свойств (ниргуна)1. Ты Великий Господь, свидетель всего, и Ты свободен от заблуждения. Я благословенна, поскольку Я стала Твоей возлюбленной женой, и играю с Тобой. О Господи, Ты стал Моим мужем из Твоей любви к Своим преданным почитателям. 7. О Господь, проведя в играх с Тобой много лет, Я достигла полного насыщения, и теперь мое сердце отвратилось от них. 8. О Владыка богов, Я желаю узнать великие несущие усладу истины, посредством которых, о Шива, все живые существа в мгновение ока преодолевают мирские страдания. 9. О Господь, расскажи, пожалуйста, о той деятельности, что позволяет людям достичь наивысшей сферы и освободиться от рабства мира. 10. Брахма сказал: О мудрец, Предначальная Богиня спросила это у Шивы лишь ради духовного возвышения существ этого мира. 11. Услышав это, Господь Шива, Чье сознание погружено в практику йоги, и Кто принимает физические тела по Своей Собственной воле, сказал Сати. 12. Шива сказал: О Богиня Сати, слушай, Я объясню Тебе великую истину, посредством которой жалкое существо становится освобожденной душой. 13. О Великая Богиня, знай, что совершенное знание – осознание «я есмь Брахман» в совершенном разуме, где не остается места больше ни для одной мысли – вот великая истина. 14. Такое сознание очень редко в трех мирах. О возлюбленная, Я есмь Брахман, величайший из великих, и очень мало существует тех, кто знает Мою истинную природу. 15. Преданность Мне дарует мирские наслаждения и освобождение – (так) считают (мудрецы). Достичь Меня можно только по Моей благодати. Она обладает девятью видами. 16. Не существует различия между преданностью и совершенным знанием. Человек, погруженный в преданность, испытывает постоянное счастье. Совершенное знание никогда не нисходит на порочного человека, враждебного к преданности. 17. Привлеченный преданностью и под ее воздействием, о Богиня, Я иду даже в дома низкорожденных и людей, находящихся вне четырех сословий. Не существует сомнений по этому поводу. 18-20. Выделяют разные виды преданности: в рамках трех свойств материальной природы и вне их, основанную на правилах и предписаниях и естественную, более и менее великую, постоянную и непостоянную. У постоянной преданности есть еще шесть подразрядов. Кроме того, ученые разделяют ее на связанную правилами и предписаниями и не связанную ими. Таким образом, преданность многообразна, что разъясняется в другом месте. 21. О возлюбленная, мудрецы объясняют, что у различных видов преданности имеется девять аспектов. О дочь Дакши, Я опишу их Тебе. Слушай с любовью. 22-23. О Богиня, согласно ученым, девять аспектов – это: слушание, прославление, памятование, служение, предание себя Божеству, поклонение, приветствие, дружба с Божеством и полное посвящение себя Ему. О ШивА, ее дополнительные аспекты также объясняются. 24-25. О Богиня, послушай о характерных свойствах этих девяти аспектов по-отдельности. Под слушанием понимают вкушение с великой преданностью, в устойчивой позе, историй обо Мне, которые даруют мирские наслаждения и освобождение. 26. Когда верующий, уяснив себе подробности Моих проявлений и деяний, громко и радостно рассказывает о том же, чтобы прославить Меня, это и называется «прославление». 27. О Богиня, когда, осознав, что Я всепроникающ, верующий обретает чувство бесстрашия, это и называется «памятование». 28. Служение Божеству, начиная с раннего утра, посредством ума, речи, рук и ног, есть то, что называется «служение». 29. Предание себя в служении Божеству, достойному поклонения, и служение посредством всех органов чувств с ощущением глубокой сердечной радости есть то, что называется «предание себя Божеству». 30. Поднесение Мне, Высшему Духу, шестнадцати элементов поклонения, в соответствии со своими способностями, называется «поклонение». Шестнадцать элементов поклонения – это падья и т. д. 31. Созерцание в уме, повторение мантр и прикосновение к земле восемью частями тела называется «приветствие». 32. Убеждение: «Что бы ни посылал мне Бог, хорошее или плохое, предназначено для моего блага» – характерный признак дружбы. 33. Когда верующий посвящает все – тело и другую собственность Божеству ради Его умилостивления, это называется «полное посвящение себя Божеству». 34. Эти девять аспектов преданности Мне порождают совершенное знание, даруют мирские наслаждения и освобождение и доставляют Мне радость. 35. Дополнительные аспекты этих аспектов многочисленны. Сюда можно включить выращивание дерева бильва и т. д. Пусть верующий определяет эти аспекты сам. 36. О возлюбленная, итак, преданность Мне с ее различными аспектами и дополнительными аспектами ведет к освобождению, поскольку она порождает совершенное знание и отречение. Это наилучший путь. 37. Истинная преданность любезна Мне столь же, сколь и Тебе. Она неизменно есть то, благодаря чему все обряды приносят соответствующие плоды. Тот, в чьем сердце живет она, бесконечно любим Мной. 38. О Богиня богов, во все четыре мировые эпохи вообще и в Кали-югу в частности в трех мирах нет пути столь же легкого и радостного, как преданность. 39. В эпоху Кали знание (джняна) и отречение (вайрагья) постарели и утратили свой блеск. Они ослабели и устали, так как люди, способные их обрести, редки. 40. В эпоху Кали, как и во все четыре эпохи, преданность дарует бесконечный и зримый плод. Сила преданности такова, что Я Сам служу Своим преданным почитателям. 41. Я всегда помогаю человеку, наделенному преданностью, и устраняю препятствия на его пути. Человек, лишенный преданности, заслуживает наказания. Не существует сомнений по этому поводу. 42. Я защитник Моих преданных почитателей. Чтобы защитить Своего преданного почитателя, Я сжег бога смерти, о Богиня, огнем, изошедшим из Моих очей. 43. Некогда из-за Своего преданного почитателя Я разгневался на солнце. Я потушил его Своим трезубцем. 44. Я не был соучастником злодеяний Раваны (хотя он был Моим преданным почитателем). Ради другого преданного почитателя Я отверг Равану вместе со всеми его последователями. 45. О Богиня, из-за преданного почитателя Я с гневом изгнал Вьясу, когда тот питал злые намерения, перед этим примерно наказав его через Нандина. 46. Что еще Мне сказать, о Богиня? Я всегда служу Моему преданному почитателю, всегда нахожусь в распоряжении человека, который практикует преданность. В этом нет сомнений. 47. Брахма сказал: Услышав это прославление преданности, Сати, дочь Дакши, очень обрадовалась и с удовольствием поклонилась Шиве. 48. О мудрец, Она снова с великой преданностью попросила рассказать об этом предмете, который несет усладу и ведет к духовному возвышению всех существ, как он объясняется в Писаниях. 49. Она спросила о таких предметах, как добродетель и праведный образ жизни, духовное возвышение живых существ и священная наука мантр и янтр, равно как их величие. 50. Услышав вопрос Сати, Шива обрадовался и с удовольствием объяснил это во всей полноте, ради духовного возвышения существ этого мира. 51. Шива Сам объяснил с помощью янтр с их пятью разновидностями священную науку, касающуюся этого предмета, славу и величие блистательного Господа. 52. Он рассказал Ей предания древности, поведал о величии Своих преданных почитателей, изложил правила поведения для людей разных сословий и стадий жизни и обязанности царей, о великий мудрец. 53. Обязанности сыновей, жен и т. д. и их величие, непреходящая система сословий и стадий жизни, медицинская наука и наука о звездах – все, способствующее благу живых существ, было разъяснено Им. 54. Из сострадания к Ней Великий Господь объяснил Ей науку хиромантии и другие подобные знания. 55-56. Так Сати и Шива, Которые суть по Своей внутренней природе Высший Брахман, Которые даруют счастье трем мирам, Которые всеведущи, расположены помогать людям, Которые являют Себя как олицетворение благих качеств, предавались играм на Кайласе, в Гималаях и в других местах.
1 Шива рассматривается как сагуна (обладающий качествами), Личное Божество, Которое отвечает на молитвы, дарует милость и участвует в историческом процессе. Он также рассматривается как ниргуна, когда в состоянии истинного знания (джняны) йогин осознает Его тождественность своему сокровенному «я».
|
Глава 22. Развлечения Шивы и Богини в Гималаях | Глава 24. Сати испытывает Раму на божественность |