Глава 21. Развлечения Сати и Шивы | Глава 23. Описание силы преданности |
Глава 22. Развлечения Шивы и Богини в Гималаях
1. Брахма сказал: Однажды, когда стали собираться облака, Дочь Дакши сказала Шиве, Который сделал привал на гребне горы Кайласа. 2. Сати сказала: О Владыка богов, о Шива, о Мой милый супруг, пожалуйста, выслушай Мои слова и поступи в соответствии с ними, о даритель славы. 3. Собираются облака. Это значит, наступило самое невыносимое время года. Группы облаков различного цвета создают музыку в небесах и в различных частях света. 4. Быстрые порывы ветра, разбрасывающие брызги воды, смешанные с каплями нектара с цветов дерева кадамба, пленяют сердца. 5. Чьи умы не придут в волнение от раскатистого грохота облаков, которые проливают сильные ливни и блистают вспышками молний, служащими им стягом? 6. Из-за облаков не видно ни солнце, ни луну. Даже день кажется подобным ночи, и он причиняет боль тем, кто разлучен со своими возлюбленными. 7. О Шива, подгоняемые порывами ветра, облака не задерживаются ни в одном месте, они грохочут, и кажется, будто они падают на головы людям. 8. Могучие деревья, сгибающиеся под ударами ветра, кажется, танцуют в небесах, вселяя ужас в трусов и радуя влюбленных, о Шива. 9. Стаи журавлей над облаками, сверкающими и синими, сияют как пена на поверхности Ямуны. 10. На исходе ночи группы молний кажутся пылающим подводным огнем1 в океане. 11. О Шива, украшенный необычным числом глаз2, растения растут даже во внутренних дворах храмов, нужно ли упоминать обо всех прочих местах? 12. Благодаря группам темных, серебристых и красных облаков, клубящихся вокруг горы (пика) Мандары, Гималаи кажутся океаном молока с птицами различных цветов. 13. Не имеющее себе равных великолепие приняло прибежище в цветах кимшуки, лишенных запаха, как Лакшми (Богиня удачи) оставляет благих людей и часто посещает порочных, будь они высокого или низкого рождения. 14. Павлины радуются при звуках, что производят облака над горой Мандара. Их радостные крики и распущенные хвосты указывают на непрестанное ликование их сердец. 15. Прекрасные и восхитительные крики птиц чатака, которые парят в облаках, настигают странников подобно струям ливня, вызывая нескончаемую боль. 16. Взгляни, какое злодейство сотворили облака с Моим телом. Они осыпают его градом. Но они укрывают и защищают павлинов и чатак, которые суть их последователи. 17. Видя печаль павлинов и оленей, отражающую грусть их друга (солнца), лебеди летят даже на далекое озеро Манаса на вершине горы. 18. В это трудное время даже вороны и чакоры строят себе гнезда. Но не Ты. Как обрести счастье без дома? 19. О Шива, носящий Пинаку, да минует нас великий страх, вызванный облаками. Поэтому постарайся найти (постоянное) жилище. Не медли. Внемли Моим словам. 20. О быкознаменный Бог, сделай подходящее жилище либо на Кайласе, либо в Гималаях, либо в Махакаши на земле. 21. Брахма сказал: Сати снова и снова обращалась к Шиве с такой просьбой. (В конце концов) Он рассмеялся, заставив луну на Своей голове улыбаться посредством своих лучей. 22. Затем высокий духом Господь Шива, знающий весь Божественный Закон, ответил Сати с улыбкой, размыкающей Его уста, успокаивая Ее. 23. Шива сказал: О Моя возлюбленная, о красавица, облакам не достичь места, где Я воздвиг для Тебя обитель. 24. О милая возлюбленная! Даже в сезоны дождей облака перемещаются лишь у отрогов Гималаев. 25. О благородная госпожа, обычно облака доходят только до подножия Кайласы. Они никогда не поднимаются выше нее. 26. Облака никогда не поднимаются выше горы Сумеру. Облака Пушкара, Авартака и т. д. достигают подножия Джамбу (и возвращаются). 27. Ты можешь выбрать по Своему желанию одну из гор, что Я только что назвал, для жилища. Пожалуйста, скажи Мне скорее, где Ты желаешь жить. 28. На гималайских горах рои пчел будут, сладкозвучно жужжа, петь песни, вызывающие у Тебя любопытство и бурное веселье, резвясь вокруг как им заблагорассудится. 29. На этой горе, всякий раз, когда Ты захочешь играть, женщины-сиддхи будут радостно усаживать Тебя на усыпанный драгоценными камнями трон и с удовольствием подносить Тебе фрукты и другие дары. 30. Дочери царя змей, горные девы, женщины-наги и туранга-мукхи будут прислуживать Тебе, трепеща от волнения, когда они будут славословить Тебя. 31. Видя непревзойденное сияние и красоту Твоего лица и не имеющую себе равных красоту Твоего тела, небесные девы, презрев свою собственную красоту и забыв о собственных замечательных качествах, станут, не моргая, пристально смотреть на Тебя. 32. Менака3, жена царя гор, чьи красота и добродетели славятся во (всех) трех мирах, будет веселить Тебя чрезмерно своими шутками. 33. Почтенные жены властителя Гималаев будут доставлять Тебе, прекрасной, бесконечную радость. Они будут с радостью каждый день давать Тебе полезные советы, хотя Ты не нуждаешься ни в чем подобном. 34-35. О возлюбленная, не желаешь ли отправиться в Гималаи, величайшие из всех гор, где все время весна, которые изобилуют живыми изгородями и пещерами, где кукушки кукуют в разнообразной сладостной манере, где есть множество озер, полных прохладной воды и сотен лотосов. 36. Они полны травянистых равнин и деревьев, которые исполняют все, что ни пожелаешь, и потому равны деревьям кальпа4. Ты сможешь увидеть там множество цветов, лошадей, слонов и коров. 37. Там, в Гималаях, даже хищники умиротворенны. Это обитель множества мудрецов и аскетов. Это обитель богов, и там гуляет множество оленей. 38. Они сияют защитными валами из кристаллов, золота и серебра. Они блистают озерами – Манасой и другими. 39. Эти озера изобилуют лотосами – бутонами и полностью распустившимися цветками, с золотыми стеблями, усыпанными драгоценными камнями. В озерах во множестве водятся крокодилы, акулы и черепахи. 40-41. О Владычица богов, там есть множество прекрасных синих лотосов, издающих чудесное благоухание. По берегам озер есть множество травянистых полей, маленьких и больших деревьев и цветков шафрана, что усиливают аромат вод, которыми полны озера. 42. Абрикосовые деревья, со своими покачивающимися ветвями, словно бы танцуют. Кажется, будто они обмахивают опахалом саморожденного бога любви. Там лебеди и опьяненные красноватые гуси увеличивают красоту тех деревьев. 43-45. Кажется, что различные части горы Меру вторят чарующим сладостным звукам пчел и т. д., которые вызывают чувство любви у охранителей сторон света: Индры, Куберы, Ямы, Варуны, Агни, Ниррити, Марута (ветра) и Всевышнего Господа (Иши). Небеса, обитель богов, расположены на вершинах Меру, где находятся также города охранителей сторон света. Они великолепны. Прекрасные небесные девы – Рамбха, Шачи, Менака5 и другие увеличивают их славу. 46. Не желаешь ли Ты предаваться играм на этой великой горе, которая необыкновенно прекрасна и, кажется, содержит в себе сущность всех гор? 47. Там Тебе всегда будут прислуживать царица Шачи в сопровождении своих придворных дам и небесные девы. 48. Или не желаешь ли обрести обитель на Моей Собственной Кайласе, великой горе, дарующей убежище добродетельным, чью красоту усиливает сияющий град Куберы? 49-51. О красавица, скажи скорее, в каком из названных Мною мест Ты желаешь жить: на Кайласе, которая чиста и свята благодаря реке Ганге, сияющей подобно полной луне; на прекрасной горе Меру, где дочери мудрецов читают и поют (ведические) гимны в пещерах и на гребнях гор; или в местах, изобилующих всевозможными оленями, где есть сотни озер, поросших лотосами? Я устрою Тебе жилище. 52. Брахма сказал: Когда Шива сказал такие слова, Сати не спеша заговорила с Господом Шивой, раскрывая Свое желание. 53. Сати сказала: Я желаю жить только в Гималаях вместе с Тобой. Пожалуйста, сейчас же устрой жилище в этих горах. 54. Брахма сказал: Ее слова очаровали Шиву, и Он направился с Ней к вершинам Гималаев. 55. Он достиг прекрасной вершины, где обитали женщины-сиддхи6, которой не могли достичь птицы, и которая блестела озерами и лесами. 56. Вершина была разноцветной, как бы сложенной из разных драгоценных камней. Ее украшали лотосы различных видов, отличающиеся друг от друга формой и цветом. Шива в сопровождении Сати достиг этой вершины, которая сияла подобно восходящему солнцу. 57-64. На вершине горы, около города Хималаи, Шива долгое время предавался играм в обществе Сати. Это было необыкновенно красивое место, со множеством чистых, прозрачных облаков. Оно блистало травянистыми равнинами и множеством деревьев. Там в изобилии росли всевозможные цветы. Там было множество озер. Вокруг ветвей деревьев в полном цвету и вот-вот готовых расцвести вились жужжащие пчелы. Лотосы и голубые лилии находились в полном цвету. Там порхали различные птицы, такие как красноватые гуси, кадамбы (вид гуся), лебеди, гуси, опьяненные журавли, павлины и т. д. Там раздавалось сладостное пение самцов кукушки. Там гуляло множество различных полубожественных существ, таких как ашвамукхи7, сиддхи, апсары, гухьяки и т. д. Их женщины – видьядхари, киннари и горные девы – резвились здесь и там. Небесные девы играли на своих лютнях, маленьких и больших барабанах и танцевали с воодушевлением. Итак, вершина горы была полна прекрасных женщин, прекрасных озер, благоуханных цветов и рощиц, где было множество полностью распустившихся цветов. 65. В этом подобном небесам месте Шива предавался играм с Сати в течение десяти тысяч лет по исчислению богов. 66-67. Шива переходил с места на место. Иногда Он отправлялся на вершину горы Меру, где обитали боги и богини. Он посещал различные материки, сады и леса, раскинутые по земле. Посетив различные места, Он возвратился домой и пребывал с Сати. 68-70. Шива не находил для Себя смысла и радости жизни ни в чем, кроме Сати. Он не находил радости ни в жертвоприношениях, ни в Ведах, ни в аскезах. День и ночь Сати не сводила глаз с лица Шивы, а Он, Великий Господь, не сводил глаз с лица Сати. Так, в общении Друг с Другом, Кали и Шива растили древо любви, поливая его водами чувства.
1 Бадавамукха, известный также под именами Бадаванала, Аурва и т. д. – это подводный огонь, который описывают как пламя с конской головой. Согласно пуранической мифологии, при разрушении вселенной он пожирает все, включая богов, асуров и ракшасов. 2 Имеется в виду, что у Шивы три глаза. 3 Менака, или Мена: жена Химавата и мать Парвати и Ганги; у нее также есть сын по имени Майнака. 4 Кальпа-врикша: согласно древнеиндийской мифологии, одно из пяти деревьев в раю Индры, исполняющих все желания. Четыре других: Мандара, Париджатака, Сантана и Харичандана. 5 Рамбха, Шачи, Менака и т. д. – это небесные девы, славящиеся своей необыкновенной привлекательностью. Они владеют искусством пленять умы даже аскетов, практикующих суровые аскезы. 6 Сиддхи: разряд полубожественных существ, наделенных необыкновенной чистотой и святостью. Говорится, что их число измеряется тысячами. 7 Конеголовые киннары и гухьяки. Разряд полубожественных существ, которые составляют свиту Куберы и обитают в гималайских пещерах, охраняя его сокровища.
|
Глава 21. Развлечения Сати и Шивы | Глава 23. Описание силы преданности |