ИЗ ДЖАБАЛА УПАНИШАДЫ | ИЗ НИЛАРУДРА УПАНИШАДЫ |
КАЙВАЛЬЯ УПАНИШАДА
1. Тогда Ашвалаяна, приблизившись к почтенному Парамештхину, сказал: 2. И великий отец сказал ему: "Постигай [это знание] путем веры, преданности и созерцания; 3. [Оно] выше небес, сокрытое в тайнике [сердца], сияющее – [туда] проникают аскеты. 4. Аскеты, тщательно постигшие смысл распознавания веданты, очистившие [свое] существо путем отречения, 5. В уединенном месте, сидя в свободном положении, чистый, [держа] ровно шею, голову и тело, 6. Размышляя о свободном от страсти, чистом лотосе сердца, в центре [которого] – блестящий, свободный от печали, 7. [Размышляя] о том, что лишен начала, середины и конца, едином, вездесущем, что – мысль и блаженство, лишенном образа, чудесном, 8. Он – Брахман, он – Шива, он – Индра, он непреходящий, высший владыка; 9. Он – все, что было и что будет, вечный, – 10. Видя Атмана во всех существах и всех существ – в Атмане, 11. Сделав себя [верхним] арани и пранаву – нижним арани, 12. Этот Атман, ослепленный заблуждением, утвердившись в теле, совершает все: 13. В состоянии же [легкого] сна жизненное начало испытывает радость и горе во всем мире, созданном [его] собственной иллюзией. 14. И снова силою действий, [совершенных] в других рождениях, это жизненное начало пробуждается и спит. 15. От него рождаются дыхание, разум н все чувства, 16. [То], что есть высший Брахман, Атман всего, великое всеобщее прибежище, 17. [То], что обнаруживает явления мира [в образах] бодрствования, [легкого] сна, глубокого сна и прочего. 18. [Все], что в трех состояниях бывает вкушаемым, вкушающим и вкушением, – 19. Ведь во мне все рождено, во мне все утверждено. 20. Я меньше малого и подобен великому, я – весь этот многообразный [мир], 21. Я – без рук и ног, непостижимой силы, вижу без глаз и слышу без ушей; 22. Меня познают лишь благодаря различным ведам, я творец веданты и знаток вед. 23. Нет у меня земли, воды, огня; нет у меня и ветра, нет и воздушного пространства. – 24. Кто читает Шатарудрию, тот бывает очищен огнем, тот бывает очищен ветром, тот бывает очищен Атманом, тот бывает очищен от пьянства, тот бывает очищен от убийства брахмана, тот бывает очищен от воровства золота, тот бывает очищен от того, что следует делать, и того, чего не следует делать. Поэтому он может находить убежище у неосвободившегося. Пусть же поднявшийся над ашрамами постоянно или по разу [в день] произносит [Шатарудрию] – 25. Благодаря этому он достигает знания, уничтожающего океан круговорота бытия.
|
ИЗ ДЖАБАЛА УПАНИШАДЫ | ИЗ НИЛАРУДРА УПАНИШАДЫ |