ИША УПАНИШАДА | ПРАШНА УПАНИШАДА |
МУНДАКА УПАНИШАДА
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Первая глава 1. Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира. 2. То знание Брахмана, которое Брахман передал Атхарвану, Атхарван поведал Ангиру, 3. И вот, поистине, Шаунака, великий домохозяин, должным образом приблизившись к Ангирасу, спросил: "С распознаванием чего, почтенный, все это становится распознанным?". 4. И тот сказал ему: "Два знания должны быть познаны, – говорят знатоки Брахмана, – высшее и низшее". 5. Низшее здесь – это Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, [знание] произношения, обрядов, грамматики, толкования слов, метрики, науки о светилах. 6. То, что невидимо, непостижимо, не имеет рода, бесцветно, без глаз и ушей, без рук и ног, 7. Как паук выпускает и вбирает [в себя нить], так возникают на земле растения, 8. Силою подвижничества возрастает Брахман, из него рождается пища, 9. От того, кто – всезнающий, всеведущий, чье подвижничество состоит из знания, рождены этот Брахман, имя, образ и пища. Вторая глава 1. Вот эта истина: 2. Когда зажжен жертвенный огонь и играет пламя, 3. Чья агнихотра не сопровождается жертвоприношениями новолуния, полнолуния, четырехмесячным подношением первых [плодов жатвы] и совершена без гостей, 4. Черный, ужасный, быстрый, как мысль, очень красный, цвета густого дыма, 5. Кто при сиянии этих [языков пламени] исполняет [дела] и вовремя совершает подношения, 6. "Приди, приди!" – [говорят] ему совершающие подношения и лучами солнца ведут жертвователя, 7. Все же непрочны эти ладьи в образе жертв, счетом – восемнадцать, в которых пребывают низшие действия; 8. Пребывая в глубине незнания, [но] считая себя разумными и учеными, 9. Пребывая в многообразном незнании, невежественные полагают: "Мы достигли цели"; 10. Считая жертвоприношения и [прочие] благочестивые дела самым важным, ослепленные не знают иного блага; 11. Те же, которые с верой предаются в лесу подвижничеству, успокоенные, знающие, ведущие жизнь нищенствующих монахов, 12. Рассмотрев миры, приобретенные действиями, пусть брахман достигнет безразличия – не бывает несотворенного благодаря сотворенному. 13. Ему, должным образом приблизившемуся, спокойному в мыслях, умиротворенному, тот знающий
Первая глава 1. Вот эта истина: 2. Ибо пуруша – божественный, бестелесный; ибо он – и снаружи, и внутри, нерожденный; 3. От него рождаются дыхание, разум и все чувства; 4. Огонь – [его] голова, глаза – луна и солнце, страны света – уши, речь – раскрытые веды, 5. От него [происходит] огонь, чье топливо – солнце, от луны дождь, растения на земле; 6. От него [происходят] ричи, саманы, яджусы, обряды посвящения и все жертвоприношения, церемонии и все дары жрецам. 7. И от него рождаются многочисленные боги, садхьи, люди, скот, птицы; 8. Семь дыханий происходит от него, семь огней, топливо, семь возлияний; 9. От него – все моря и горы, от него текут реки всех видов; 10. Пуруша – все это; действие, подвижничество, Брахман; [он] – за пределами смерти, Вторая глава 1. Явное, утвержденное, пребывающее в тайнике [сердца]; истинно великое место, где сосредоточено [все] это; 2. То, что светится и что меньше малого, в чем скрыты миры и обитатели миров, Это непреходящий Брахман, он – дыхание, это речь и разум, 3. Взяв великое оружие – лук упанишад, наложи на него стрелу, заостренную почитанием; 4. Пранава – лук, стрела – Атман, Брахманом зовут эту цель; 5. На чем выткано небо, земля и воздушное пространство вместе с разумом и всеми дыханиями Знайте: лишь то одно – Атман. Оставьте иные речи. Это мост, [ведущий] к бессмертию. 6. Становясь множественным, он движется там, внутри, где сходятся жилы, подобно спицам в ступице колеса. 7. Кто всезнающий, всеведущий, у кого – это величие на земле, 8. Состоящий из разума, ведущий дыхание и тело, утвержденный в пище, сосредоточенный в сердце Мудрые постигают его распознаванием – [это] образ блаженства, бессмертия, что сияет. 9. Разрубается узел сердца, рассеиваются все сомнения, 10. В золотом высшем ларце – незапятнанный, не имеющий частей Брахман. 11. Там не светит ни солнце, ни луна и звезды, не светят эти молнии – откуда [может быть там] этот огонь? Все светит лишь вслед за ним, светящим; весь этот [мир] отсвечивает его светом. 12. Поистине, Брахман – это бессмертное, Брахман – впереди, Брахман – позади, справа и слева,
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ Первая глава 1. Две птицы, соединенные вместе, друзья, льнут к одному и тому же дереву Одна из них поедает сладкую ягоду, другая смотрит [на это], не поедая. 2. На том же дереве – человек, погруженный [в горести мира], ослепленный, скорбит о [своем] бессилии; 3. Когда видящий видит златоцветного творца, владыку, пурушу, источник Брахмана, 4. Ибо это – дыхание, которое сияет во всех существах; распознающий сведущий не ведет речей о [чем-либо] ином; 5. Ибо этот Атман достигается истиной, подвижничеством, правильным знанием, постоянной воздержанностью; 6. Лишь истина побеждает, а не ложь. Истиной уготован путь, ведущий к богам, 7. Оно – великое и божественное, непостижимого образа, и оно, тоньше тонкого, сияет; 8. [Оно] не постигается ни глазом, ни речью, ни иными чувствами, ни подвижничеством или действием, 9. Этот тонкий Атман следует познать мыслью, в которую проникло пятеричное дыхание. 10. Какой бы мир ни представил себе разумом [человек], существо которого очищено, и каких бы желаний ни возымел, Вторая глава 1. Он знает это высшее пристанище Брахмана, где ярко сияет все [сущее], сокрытое [в нем]; 2. Кто питает желания, помышляя [о них], тот возрождается здесь и там из-за желаний, 3. Этот Атман не постигается ни толкованием, ни рассудком, ни тщательным изучением; 4. Этот Атман не постигается ни [человеком], лишенным силы, ни небрежным или же бесцельным подвижничеством, 5. Достигнув его, риши, удовлетворенные знанием, постигшие Атмана, свободные от страстей, умиротворенные, 6. Аскеты, тщательно постигшие смысл распознавания веданты, очистившие [свое] существо путем отречения, 7. Пятнадцать частей ушли к [своим] основам, и все чувства – к соответствующим божествам; 8. Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, 9. Поистине, тот, кто знает этого высшего Брахмана, становится Брахманом. Не бывает в его роду [того, кто бы] не знал Брахмана. 10. Об этом сказано в риче: 11. Это – истина, которую возгласил раньше риши Ангирас, Да не читает ее не исполнивший обряда.
|
ИША УПАНИШАДА | ПРАШНА УПАНИШАДА |