12 ноября 2019 года: Гуру Нанак Джайянти (День рождения Гуру Нанака) 27 октября 2019 года: праздник Дивали

30 октября 2019 года, С-Петербург. Движения вечности. Классический индийский танец в стиле мохиниаттам

30 октября 2019 года, С-Петербург. Движения вечности. Классический индийский танец в стиле мохиниаттам

Концерт классического индийского танца в стиле мохиниаттам традиционно пройдет в дни осеннего праздника Дивали в уютном пространстве театра "Особняк". Программу "Движения вечности", посвященную философско-религиозным сюжетам Пуран, представит преподаватель и руководитель студии "Куджана" Лариса Рагоза. Начало в 19.30.

Мохиниаттам — один из основных (по современной классификации — один из восьми) видов индийского классического танца. Известен и наиболее популярен на территории Кералы, имеет определенные стилистические параллели с танцевальной драмой катхакали и ее подвидами, которые, в свою очередь, являются, как считается, прямыми наследниками древнего санскритского театра. Традиционно танцы в стиле мохиниаттам исполнялись в храмах и на религиозных праздниках, выражая духовные идеи шиваизма, вайшнавизма и шактизма.

Название стиля мохиниаттам образовано из двух слов: "аттам" на языке малаялам означает "танец", "ритмические движения", а санскритское слово "мохини" указывает на Мохини — воплощение Господа Вишну в образе прекрасной девушки (буквально, "Чаровницы", "Очаровывающей", "Вводящей в иллюзию"). Одной из задач Мохини было забрать кувшин с напитком бессмертия (амритой) у демонов и передать его богам. Таким образом, в стиле мохиниаттам особенно подчеркивается плавная, мягкая, женственная составляющая танца (ласья), а сам он словно бы постоянно обращается к танцу божественной Чаровницы, вводящей в иллюзию весь Космос и, в то же время, дарующей бессмертие и освобождение достойным.

Теоретические основы стиля мохиниаттам, как и некоторых других классических стилей, прослеживаются вплоть до древнего санскритского трактата «Натья-шастра», созданного легендарным мудрецом Бхаратой Муни. Этот труд говорит о двух характерных приемах или жанрах в танце: тандава (энергичный, мужественный, мощный, быстрый), свойственный Шиве, и ласья (плавный, женственный, тихий, медленный), свойственный его вечной супруге-энергии Шакти. При этом мохиниаттам соответствует и следует именно стилистике "ласья".

Музыкальное сопровождение танца мохиниаттам соответствует стилю карнатик (южно-индийская классическая музыка), при этом вокальную линию может вести как солист-музыкант, так и непосредственно сам танцор. Исполняемые песни представляют собой обычно тексты на смешанных санскрите, малаяламе и иногда тамили. Танец мохиниаттам и его музыкальное сопровождение, называемое иногда "сопана сангитам" ("храмовая музыка", "музыка, исполняемая рядом с алтарем божеств") остаются по-хорошему консервативными даже в наши дни. Они как и прежде привержены религиозным сюжетам, божественным историям из священных писаний и поэм святых. Они почти не вовлечены в народные праздники, киноиндустрию, эстраду и фьюжн.

Несмотря на безусловную древность мохиниаттама, его история, как и история других классических стилей, не имеет четкого изложения и представлена, в основном, разрозненными фактами достаточно позднего времени. Так, например, источники указывают на храмовые скульптуры 11-го века, изображающие танцовщиц в характерных позах мохиниаттама, — храм Вишну в Трикодитханаме и храм Субраманьи в Кидангуре. Текст 16-го века "Вьявахарамала", созданный Намбутири, впервые упоминает сам термин "мохиниаттам". Другой текст, "Гоша Ятра", относимый к 17-му веку, также говорит о мохиниаттаме именно под этим наименованием. Кералийский труд 18-го века "Баларама Бхаратам" рассматривает различные стили танца, включая "мохини-натана". В 18-19 веках мохиниаттам обрел особое значение и чрезвычайно развился благодаря патронажу местной царской фамилии. Знаменитый правитель, поэт, музыкант и композитор Свати Тирунал Рама Варма создал объединенную группу танцоров бхаратанатьяма и мохиниаттама и сам стал автором некоторых композиций. В начале 20-го века колониальная Британия, рассматривающая Кералу как свою часть, инициировала общественное движение, направленное против храмовых танцев и их светских демонстраций также. Это привело к официальному запрету мохиниаттама и других храмовых стилей, который действовал в 1930-х годах. В начале 40-х годов запрет был снят, но не разрешалось получать оплату танцорам классических храмовых танцев. С обретением независимости Индии различные школы мохиниаттама продолжили свое развитие и в наши дни представляют богатое культурное, историческое и религиозное наследие как Кералы, так и индийской традиции в целом.

12 ноября 2019 года: Гуру Нанак Джайянти (День рождения Гуру Нанака) 27 октября 2019 года: праздник Дивали
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту