15 августа 2018 года: праздники Ракша-бандхан, Лав-Куш-джаянти, Нарали-пурнима 5 августа 2019 года: Наг-панчами (Праздник почитания змей)

7 августа 2019 года: Шри Тулсидас Джаянти (День рождения святого Тулсидаса)

7 августа 2019 года: Шри Тулсидас Джаянти (День рождения святого Тулсидаса)

Поэт-святой родился в 1497г. в деревне Раджапур на территории современного округа Банда штата Уттар-Прадеш. Его отец Атмарам Дубей был брахманом из рода Сарьюпари. Мать Тулсидаса, Хулси, вынашивала его во чреве двенадцать месяцев. Этот необычный факт верующие склонны рассматривать как дополнительное подтверждение особой миссии, предназначавшейся в будущем Тулсидасу. Традиционно Тулсидаса считают святым еще до своего рождения, а также говорят, что он был воплощением одного из великих провидцев древности – поэта-святого Вальмики, автора старейшей из известных «Рамаян». Никто, как представляется, не знает, как именно Атмарам и Хулси назвали своего ребенка, и вообще, давали ли они ему имя. Его именем определенно было не «Туласи (Тулси)». Говорится, что когда Тулси родился, у него уже были все тридцать два зуба, и он был физически развит на уровне пятилетнего ребенка. Вместо того чтобы, как все новорожденные дети, заплакать, он, как только родился, начал воспевать «Шри Рам».

Этих знаков было бы вполне достаточно, чтобы напугать большинство родителей. Суеверная мать Тулси усмотрела во всем этом дурные предзнаменования. Поэтому, когда ребенку было всего два дня отроду, она отдала его своей служанке Чуние. Вскоре после этого Хулси умерла. Принято считать также, что родители отказались от ребенка потому, что он родился при крайне неблагоприятном расположении звезд, и они испугались, что он принесет много горя, и не обратили внимания на чудесные признаки новорожденного. Чуния, верная служанка, перевезла младенца Тулси в Харипур, где жила семья ее мужа, и растила его как своего собственного. Когда Тулси было всего пять с половиной лет, Чуния умерла. Это укрепило Атмарама в его убеждении, что ребенок приносит несчастье всюду, куда бы ни попал. Он отказался забрать Тулси домой. Теперь маленький мальчик оказался в буквальном смысле отданным на милость богам. Опекуны выгнали из дома нежеланного ребенка, и в течение почти полутора лет он скитался, прося подаяние. Говорится, что это тронуло Господа Шиву и Его Супругу, богиню Парвати. Боги послали Тулси в этот мир с очень важной миссией. Они не могли допустить, чтобы он так страдал. Поэтому Богиня приняла облик брахманки, чтобы ухаживать за маленьким Тулси. Она кормила его собственным молоком, из-за чего, говорится, все произведения, которые выходили из его уст (и из-под его пера), были сладостными.

Господь Шива, со Своей стороны, явился Свами Нархари Ананду, святому из Айодхьи (Уттар-Прадеш). Бог посоветовал Свами принять семилетнего мальчика в ученики. У Нархари были уникальные взаимоотношения с Господом Шивой. Божество Само рассказало Нархари историю жизни Рамы. Святой поступил так, как велело ему Божество. Он дал ребенку имя Рамбола и священный шнур, который носят брахманы. В течение последующих шести лет он обучал мальчика всему, что Шива рассказал ему о Шри Раме. Он обратил внимание, что Рамбола уже знает святую Гаятри-мантру, что должно было прийти из предыдущей жизни. Рамбола стал выдающимся учеником. Он быстро запомнил историю Рамы, которую затем часто пересказывал своему гуру. Через какое-то время учитель и ученик отправились в Айодхью, а затем в район Шукара. Около 1510 г. Свами взял Рамболу в Каши 
(Бенарес), где они посетили ашрам (обитель) Свами Санатана. Рамбола так понравился последнему, что тот попросил Нархари оставить его у себя. Санатан дал мальчику имя Тулсидас и в течение следующих пятнадцати лет помогал ему постигать науку священных знаний. 

В 1525 г. молодой Тулсидас решил вернуться в Раджапур. Там он узнал, что Атмарам уже умер. Тулсидас начал рассказывать историю Рамы в своей родной деревне. Это произвело на жителей большое впечатление. Некоторые из них построили для него дом. Одним из таких его почитателей был брахман из рода Бхарадваджи, пандит Динабандху 
Патхак. В 1526 г. этот пандит прибегнул к посту, чтобы вынудить Тулсидаса жениться на своей красавице-дочери Ратнавали. 

Хотя Тулсидас женился с неохотой, постепенно он поддался очарованию Ратнавали и оказался полностью без ума от ее красоты. Однажды, когда 
Ратнавали отправилась навестить отца, он начал остро тосковать по ней. Через какое-то время он не смог больше выносить ее отсутствия. Было темно, а на пути к дому его тестя лежала река Ганга. По реке плыл труп. Обезумевший Тулсидас принял его за бревно. Он уцепился за труп и так переплыл на другой берег. Комната Ратнавали была на втором этаже. Из ее окна свисала длинная змея. Тулсидас решил, что это веревка, которую спустили специально для него. Уцепившись за змею, он забрался в комнату жены. Она поняла, что все это время ее муж, ослепленный безумием, хватался только за змею. Страсть Тулсидаса вызвала у нее отвращение. Она обратилась к нему в стихах, которые теперь большинство индуистов, говорящих на хинди, знают с детских лет: 

Как же тебе не стыдно 
Гнаться за мною сюда? 
Как же, поистине, низка 
Твоя безрассудная страсть.

Бренную плоть возлюбил ты 
Костей и мяса мешок; 
Если любил бы так Раму, 
Самсары не знал бы вовек

Эти слова Ратнавали, как полагают некоторые исследователи, изменили весь ход истории индуизма в Северной Индии. Они потрясли Тулсидаса и 
привели его в чувство. Он решил оставить все мирские узы и всецело посвятить себя служению Раме. Ратнавали поняла, что ее миссия на земле выполнена. Она умерла в 1532 г. После этих событий Госвами Тулсидас предпринял ряд паломничеств. В Каши (Бенаресе ⁄ Варанаси) он необычайно сладостно и проникновенно рассказывал историю Шри Рамы, и этим стяжал себе великую славу. Говоря об этом периоде жизни поэта, следует упомянуть о следующих удивительных событиях. Госвами обычно выливал нечистую воду под дерево, и эту воду, не проявляя 
себя, пил один достигший святости дух. Однажды, когда Тулсидас дал духу чистой воды, тот предложил Госвами благословение. Тулсидас сказал, что хочет увидеть Шри Ханумана, а дух рассказал ему, 
как это сделать. Когда Тулсидас получил даршан Ханумана, божес- 
тво предложило ему исполнить на выбор любое желание. Святой ответил, что теперь хочет увидеть Шри Раму. В 1550 г., когда Тулсидасу было пятьдесят три года, Хануман позволил его мечте осуществиться.

Хануман велел Тулсидасу идти в Читракут. Там поэту повстречались два прекрасных принца верхом на конях. Он не осознал, что это были Рама и 
Его брат Лакшман. Тогда Хануман предоставил святому второй шанс. Однажды Тулсидас толок сандаловое дерево на пасту. К нему подошли два благовидных мальчика и попросили у него немного пасты, чтобы нанести себе на лоб, как заведено. И снова поэту не удалось узнать их. Хануман не мог больше разбрасываться возможностями. Он явился 
Тулсидасу в виде попугая и сказал на языке авадхи: 

На берегах Читракута 
Множество есть святых, 
Тулсидас пасту толчет, 
Лоб украшает Шри Раме. 

Поэт понял намек. 

В 1550 г., вскоре после этих благословенных встреч, поэт написал «Шри Санкат-мочан-аштак». Девятью годами позже он решил поселиться в пещере в Камдгири. В этом он последовал примеру великих святых Индии, как индуистских, так и мусульманских, которые желали, чтобы никто не нарушал их созерцание.

В 1571 г. Госвами Тулсидас записал гимны, которые он составил, будучи ребенком, внося в них изменения. Он собрал их в две книги: «Шри Рам- 
гитавали» и «Шри Кришна-гитавали». Во вторник, на Рама-навами 1574 г., поэт начал писать эпическое произведение о жизни Шри Рамы, 
«Шри Рама-чарита-манасу». Он посвятил этой работе два года, семь месяцев и двадцать шесть дней, и завершил ее также во вторник. До того времени эта священная история была доступна жителям Северной Индии только на санскрите – языке, который большинство из них не понимало. Написав свой эпос на языке авадхи, поэт-святой сделал эту 
историю понятной простому человеку. К Шри Хануману часто обращаются из-за его исключительной способности прекращать все скорби своих преданных почитателей, к нему обращаются как к Рассеивателю всех печалей. Многократное произнесение его имени особенно помогает отгонять злых духов всех видов. Фактически, 
и «Хануман-чалису», вошедшую в «Шри Рама-чарита-манасу», юный Тулсидас сочинил, чтобы избавиться от страха перед злыми духами, который он тогда ощутил. Существует история, хотя и считающаяся апокрифической, что, когда Тулсидас был еще совсем мальчиком, приятели решили испытать силу его преданности. Они сказали, что 
если он войдет в храм Ханумана, расположенный на высокой площадке на берегу Ганга, они признают его истинным бхактой Господа Ханумана. Чтобы попасть в храм, надо было подняться по сорока ступенькам. Местность вокруг была в высшей степени устрашающей: с одной стороны место кремации, с другой – наводящее суеверный страх баньяновое дерево, которое, как считалось, служило убежищем самым ужасным демонам. Мальчик только едва вступил в подростковый возраст. Он растерялся и был не на шутку напуган. Тем не менее, он принял вызов и стал медленно подниматься по ступенькам, вспоминая о Господе Ханумане. На каждой ступеньке он в стихах воспевал имя и славу Господа. И, укрепляемый невидимой рукой своего Господа, он сумел миновать все ступеньки, на каждой создавая по стиху. И когда он, наконец, предстал перед храмовым образом Господа Ханумана, то не просто выдержал испытание, – у него появилась его знаменитая «Хануман-чалиса», составленная им на ходу. С тех пор этот хвалебный гимн считается верным средством против страха перед злыми духами. 
Хотя, как уже говорилось, эта история – апокрифическая, сам гимн, как предполагают, был создан именно ребенком. 

Есть и другая история, связанная с созданием этого гимна. Она тоже апокрифическая и возникла, возможно, в среде поклонников Тулсидаса-поэта, чтобы объяснить недоумевающим пандитам литературы, почему в поэме, посвященной Господу Хануману, автор время от времени прославляет Господа Раму? Говорят, что, слыша прославления в свой адрес, Хануманджи смутился и раз за разом угрожал исчезнуть из ума Тулсидаса, юного поэта. Просто чтобы удостовериться в том, что Господь Хануман не исполнил своей угрозы, мальчик-поэт принимался прославлять возлюбленное Божество самого Господа Ханумана – Господа Раму. Вот почему, как утверждается, в гимне «Хануман-чалиса» 
время от времени появляются такие отрывки. 

Помимо «Шри Рама-чарита-манасы», Госвами Тулсидас написал «Винай-патрику», «Хануман-бахуку», «Кавитавали» и «Рамаджня-прашнавали». 
Ему также приписывают авторство «Баджранг-бана». 

Госвами Тулсидас умер в 1623 г., в возрасте 126 лет.

15 августа 2018 года: праздники Ракша-бандхан, Лав-Куш-джаянти, Нарали-пурнима 5 августа 2019 года: Наг-панчами (Праздник почитания змей)
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту