ХХIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ (255) | ХХVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ (278) |
ХХV. ГЛАВА О БХИКШУ (267)
360Сдержанность зрения – хороша, сдержанность слуха хороша, сдержанность обоняния – хороша, сдержанность языка – хороша. 361Сдержанность тела – хороша, сдержанность речи – хороша, сдержанность мысли – хороша, сдержанность во всем – хороша. Бхикшу, сдержанный во всем, освобождается от всех печалей. 362Кто управляет рукой, управляет ногой, управляет речью, управляет в совершенстве, ибо внутренне радостен, сосредоточен, одинок и удовлетворен, – вот такого называют бхикшу. 363У бхикшу, который сдержан в слове, мудро рассуждает, не надменен и объясняет значение (268) и дхамму, речь сладка. 364Бхикшу, который находит удовольствие в дхамме, восхищен дхаммой, размышляет о дхамме, помнит дхамму, – не отпадет от истинной дхаммы. 365Пусть он не презирает то, что он сам получил; пусть он не завидует другим. Ибо не достиг сосредоточенности бхикшу, завидующий другим. 366Если бхикшу не презирает то, что он сам получил (пусть даже малое), его, ведущего чистую жизнь и усердного, прославляют боги. 367У кого совсем нет отождествления себя с именем и формой (269) и кто не печалится, не имея ничего, именно такого называют бхикшу. 368Пусть бхикшу, живущий в дружбе, верящий в учение Будды, достигнет спокойного места (270), счастья, прекращения санкхар. 369О бхикшу! Опорожни этот корабль (271); опорожненный тобой, он будет легко двигаться. Уничтожив страсть и ненависть, ты достигнешь Нирваны. 370Отсеки пять, откажись от пяти, стань выше пяти (272)! Бхикшу, преодолевший пять привязанностей (273), называется "пересекшим поток". 371Размышляй, о бхикшу, и не будь легкомыслен; не давай мысли вращаться в потоках чувственных удовольствий, чтобы тебе, беспечному, не пришлось глотать железный шар и, горя в огне, кричать: "Вот страдание!" (274). 372Нет размышления (275) у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же и размышление и знание, тот, действительно, близок к Нирване (276). 373Бхикшу с успокоенным умом, удалившийся в одиночество, испытывает сверхчеловеческое наслаждение: он отчетливо видит дхамму. 374Всякий раз, когда он во всей полноте познает возникновение и разрушение элементов, он, знающий это бессмертие, достигает радости и счастья. 375Здесь вот начало для мудрого бхикшу; наблюдение за чувствами, удовлетворение и воздержанность в согласии с Пратимокшей. Следуй за благородным другом, ведущим чистую жизнь и усердным. 376Пусть он будет благосклонен в жизни и праведен в поведении. Тогда, исполненный радости, он положит конец страданию. 377Как вассика сбрасывает увядшие цветы, так и вы, о бхикшу, должны освободиться от страсти и ненависти. 378Бхикшу называют спокойным, если его тело спокойно, речь спокойна, ум спокоен, если он сосредоточен и отказался от мирских благ. 379Сам себя побуждай, сам себя проверь. Такой бхикшу, следящий за собой, сосредоточенный, будет счастливо жить. 380Ибо ты сам себе господин, ибо ты сам себе путь. Поэтому смири себя, как купец хорошую лошадь (277). 381Пусть бхикшу, исполненный счастья, верящий в учение Будды, достигнет спокойного места, счастья, прекращения санкхар. 382Бхикшу, который, хотя и молод, обращается к учению Будды, освещает этот мир, как луна, освободившаяся от облака.
|
ХХIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ (255) | ХХVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ (278) |