ХVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ | ХХ. ГЛАВА О ПУТИ |
ХIХ. ГЛАВА О СОБЛЮДАЮЩЕМ ДХАММУ (224)
256Не тот соблюдает дхамму, кто с поспешностью преследует свою цель. Мудрый же взвешивает и то и другое: правое и неправое. 257Он ведет других, не прибегая к насилию, в соответствии с дхаммой, бесстрастно. Охраняющего дхамму, мудрого называют "соблюдающим дхамму". 258Не потому он мудр, что много говорит. Спокойного, свободного от ненависти, не знающего страха называют "мудрым". 259Не потому он сведущ в дхамме (225), что много говорит. Кто не пренебрегает дхаммой, кто – пусть он малоучен – ощущает её всем своим телом (226), тот поистине, сведущ в дхамме. 260Не потому он старший (227), что его голова седа. Он в преклонном возрасте, но называют его "состарившимся напрасно" (228). 261Тот, в ком истина и дхамма, ненасилие, самоограничение, смирение, кто безупречен и мудр, того называют "старшим". 262Завистливый, жадный, изворотливый человек не становится привлекательным только из-за красноречия или красивого лица. 263Тот, у кого это уничтожено, с корнем вырвано, устранено, кто мудр и отказался от ненависти, того называют "привлекательным". 264Непослушный и лживый не становится отшельником только благодаря бритой голове. Что это за отшельник, если он скареден и исполнен желаний?! 265Но кто полностью подчиняет зло, – большое или малое, того называют "отшельником" (229), ибо он успокоил зло. 266Не потому он бхикшу, что просит у других милостыню. Бхикшу становятся не иначе, как усвоив всю дхамму. 267Кто стоит в этом мире выше добра и зла или ведёт праведную жизнь, кто живёт здесь, обладая знанием, именно такого называют "бхикшу". 268-269Глупый, невежественный не становится муни, даже если он соблюдает молчание. Тот же мудрец, который, как бы имея весы, отбирает хорошее и избегает плохого, и есть муни; поэтому-то он муни. Кто взвешивает в этом мире и то и другое, тот как раз и называется "муни" (230). 270Он не благороден (231), если совершает насилие над живыми существами. Его называют благородным, если он не совершает насилия ни над одним живым существом. 271-272Только послушанием и ритуалами или также многоученостью, или же достижением самоуглубления (232), или одиноким ночлегом я не достигну счастья архатства, недостижимого для простых мирян! О бхикшу! Разве вы были довольны, не достигнув уничтожения желаний?
|
ХVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ | ХХ. ГЛАВА О ПУТИ |