ХI. ГЛАВА О СТАРОСТИ (161) | XIII. ГЛАВА О МИРЕ |
ХII. ГЛАВА О СВОЁМ Я (174)
157Знающий, что своё я – приятно, пусть бдительно охраняет себя. Мудрец должен бодрствовать в течение одной из трех страж (175). 158Пусть он сначала себя приведет в надлежащее состояние. Потом можно поучать и другого. Мудрый не собьётся с пути (176). 159Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя – трудно. 160Ведь свое я – господин себе. Кто же ещё может быть господином? Полный смирением своего я человек находит господина, которого трудно найти (177). 161Самим сделано зло, саморождённое, самовозникшее. Оно побеждает глупца, как алмаз – драгоценный камень. 162Тот, у кого совсем дурной нрав, поступает с собой так, как мог бы пожелать ему враг. Он напоминает малуву (178), обвивающую дерево сал (179). 163Плохие и вредные для себя дела – делать легко. То же, что хорошо и полезно, – делать в высшей степени трудно (180). 164Глупец, который из-за порочного взгляда презирает учение Архатов, благородных, живущих согласно дхамме, приносит плоды, как каттхака (181), лишь уничтожая себя. 165Ибо сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить. 166Пусть он не пренебрегает своим собственным благом (182), как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу.
|
ХI. ГЛАВА О СТАРОСТИ (161) | XIII. ГЛАВА О МИРЕ |