Реклама
Продолжение публикации цикла очерков «Легенды индийских храмов» Кали-пуджа

Дивали

Дивали

11 ноября 2015 года: Дивали (Дипавали)

 

Дивали, или Праздник Огней, является кульминацией сезона праздников. Это самый яркий, красочный праздник индуистов, и он отмечается с большим размахом во всех частях Индии, в той или иной форме. Слово «дивали» происходит от «дипавали», означающего множество огней. Маленькие глиняные лампы называют «дивы» и каждый дом, деревни, города в это время утопают в праздничных огнях.

 

Дивали всегда отмечают в амавасья – 15-й день темной половины месяца Картик (октябрь-ноябрь). Считается,что в этот день Рама вернулся из своего 14-ти летнего изгнания, и народ Айодхьи (царство Рамы) приветствовал и встречал его с яркими огнями.

 

Дивали – это праздник, длящийся пять дней. В первый день, т.е. в 13-й день Картика, дома и магазины вычищаются, и их пороги красочно и богато украшаются. В этот день покупается новая домашняя утварь и золото.

 

Во второй день, называемый Нарака Чатурдаши, отмечается гибель легендарного демона Наракасуры. Этот демон захватил 16 000 женщин – дочерей богов, святых и мудрецов – и заточил их в тюрьму, в свой гарем. Господь Кришна убил его и освободил женщин, поэтому это день радости и веселья. Люди на Юге встают задолго до восхода солнца, совершают омовения с душистыми притираниями и одевают новые одежды. В этот день устраиваются фейерверки .

 

На Севере этот праздник называют Рууп-Чатурдаши, все в этот день совершают ритуальное омовение.

 

Третий день посвящен поклонению Лакшми -- богине богатства и процветания. Каждый дом украшают мерцающими светильниками, чтобы приветствовать ее. Считается, что неосвещенный дом богиня не заметит и пропустит. Многие коммерческие фирмы и бизнесмены заканчивают старую и заводят новую книгу финансового учета.

 

Четвертый день празднеств на Севере посвящен Говардхана-пудже. Говардхана – это маленький холм в деревне Браджа близ города Матхуры. Согласно Пуранам, Кришна поднял этот холм на одном мизинце, чтобы укрыть коров и пастухов от ливня, посланного Индрой. Поэтому люди Пенджаба, Харьяны и Уттар-Прадеш строят небольшие горки из коровьего навоза, символизирующие Говардхану, украшают их цветами и хлопковым пухом, и поклоняются им.

 

Этот день известен также как Аннакут – гора пищи. В храмах, особенно в Матхуре и Натхдваре во время ритуалов перед божеством ставятся в виде горы многочисленные и разнообразные блюда с пищей.

 

В Махараштре 4-й день напоминает о визите Махабали, царе демонов, о котором рассказывалось в очерке, посвященном празднику Онам.

 

Заключительный 5-й день, Бхайя Дудж, связан с тем, что мужчины обедают в домах своих сестер и дарят ей подарки. На севере Индии этот день называют Яма-Двитийя – говорится, что Яма, бог смерти, посещает свою сестру – реку Ямуну, чтобы обменятся подарками и даровать ей обещание. Он дал слово, что каждый, кто нанесет тилак глиной с Ямуны и приподнесёт ей дары в этот день, не попадет в подземный мир Ямы. По этой причине тысячи людей собираются на берегах Ямуны и, держась за руки, братья и сестры окунаются в священные воды.

 

Джайны празднуют Дивали как свой Новый год. Махавира, последний из 24-х тиртханкаров, достиг нирваны незадолго до новолуния месяца Картик . Его последователи празднуют этот событие праздником ламп, символизирующих Свет Знания учителя.

 

Распространенный обычай связывает Дивали с азартной игрой. Говорится что Парвати , которая играла в кости с Шивой во время Дивали, благославила этот день, сделав его успешным для игры. Праздник Дивали подразумевает не только праздник светильников и фейерверков, но также и сладостей. Можно видеть целые горы сладостей, которые продаются и покупаются во время Дивали. Это сладчайший из всех праздников!

Продолжение публикации цикла очерков «Легенды индийских храмов» Кали-пуджа
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту