Реклама
4. Что такое ошибка? 2. Теория потенциальной энергии (шакти и апурва)

III. МЕТАФИЗИКА МИМАНСЫ 1. Общее мировоззрение

Основываясь на достоверности чувственного восприятия, мимансисты признают реальность мира и всех его объектов. Следовательно, буддийская теория пустоты и мгновенности, а равно и теория адвайта-веданты о нереальности мира явлений для них неприемлемы. Кроме воспринимаемых объектов, существуют и такие объекты, как души, небеса, ад и божества, о которых мы узнаем из других источников познания и которым, согласно ведам, приносятся жертвы. Души являются вечными, постоянными субстанциями. Материальные элементы, из сочетания которых создан мир, также являются вечными, постоянными субстанциями. Закон кармы (действия, возмездия. – Ред.) считается достаточным для руководства формированием объектов. Мир состоит:

 

  1. из живых тел, пребывая в которых души пожинают плоды своих минувших деяний (бхога-аятана) ;

     

  2. из сенсорных и моторных органов – индрий, являющихся орудиями страдания или наслаждения этими плодами минувших деяний (бхога-садхана);

     

  3. из объектов, которые представляют собой сами эти плоды как предметы страдания или наслаждения (бхогья-вишая).

Нет никакой необходимости в признании бытия бога. Некоторые последователи мимансы19, как и вайшешики, придерживаются атомистической теории. Однако в отличие от вайшешиков мимансисты считают, что атомы для своего расположения во вселенной не требуют бога как действующей причины. Автономный закон кармы самостоятельно управляет атомами. Нет ни созидания, ни полного разрушения. Мир существует вечно. Эта точка зрения мимансы является единственной в своем роде в индийской философии.

Метафизика мимансы плюралистична и реалистична. Эта философия не может считаться эмпиризмом, ибо она полагает, что есть внеэмпирический источник познания – веды, который более надежен, чем чувственное восприятие20, а также потому, что она признает наличие многих реальностей, вроде потенциальной энергии, невидимого морального начала, небес, ада и т.п., которые не могут быть познаны посредством чувственного опыта.

 

 

 

 

4. Что такое ошибка? 2. Теория потенциальной энергии (шакти и апурва)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту