Реклама
7. Небытие, или абхава IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

III. СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ МИРА*16

С точки зрения индийской философии, весь мир, включая физическую природу, является моральной сферой (stage) для совершенствования и освобождения индивидуальных душ. Теория мироздания вайшешиков исходит из этого общепринятого спиритуалистического взгляда индийской философии. Пытаясь объяснить происхождение и разрушение мира, она сводит все сложные вещи к четырем видам атомов – атомам земли, воды, огня и воздуха – и поэтому называется иногда атомистической. Однако вайшешики не игнорируют моральных и спиритуалистических принципов, управляющих процессами сочетания и распада атомов. К тому же пять из девяти видов субстанций, которые, по их мнению, могут охватить все вещи, не сводятся и не могут быть сведены к материальным атомам. В силу этого атомизм школы вайшешика в корне отличен от западноевропейских атомистических теорий, которые, в сущности, носят материалистический характер. Западноевропейские атомистические теории объясняют устройство и развитие мира с точки зрения механического равнодействия случайных движений бесчисленного множества атомов, вечно происходящих в бесконечном пространстве и идущих в различных направлениях. Нет никакого ума, сознательной силы, управляющей или руководящей движениями материальных атомов, которые действуют по слепым, механическим законам.

Атомизм представляет собой лишь составную часть спиритуалистической философии вайшешика, согласно которой первоначальный источник действий атомов должен находиться в творящей или разрушающей воле высшего существа, направляющего это движение в соответствии с невидимыми заслугами (адришта) индивидуальных душ для их морального искупления.

Вайшешики считают, что мир устроен и налажен подобно монархическому государству, которое, в конечном счете, выражает волю мудрого монарха и в котором все вещи так упорядочены и прилажены, что граждане получают достаточно возможностей для самопознания и саморазвития как свободных и сознательных личностей.

Атомистическая теория вайшешиков дает объяснение лишь той части вселенной, которая невечна, то есть является субъектом происходящего со временем возникновения и разрушения составных, сложных вещей. Вечные части вселенной – четыре рода атомов и пять субстанций (акаша, пространство, время, ум и душа) – не подлежат рассмотрению атомистической теории потому, что они не могут быть ни созданы, ни разрушены. Сложные же объекты, начиная с двойки, или первоначального соединения двух атомов(двьянука), являются невечными. Атомистическая теория дает лишь объяснение порядку создания и разрушения этих невечных объектов. Все сложные объекты образованы комбинацией атомов и разрушаются с их разъединением. Первоначальная комбинация двух атомов называется двьянукой, или двойкой, а комбинация трех двоек – трьянукой, или триадой. Согласно философии вайшешика, триада является минимальным воспринимаемым объектом. Атом и двойку невозможно воспринять с помощью чувств; они, следовательно, познаются только с помощью логического вывода.

Все разрушимые объекты физического мира и сам физический мир состоят из четырех видов атомов, соединенных в двойки, триады и другие возникающие из них более крупные соединения. Чем же объясняется действие, движение атомов, необходимое для их комбинации? Как объяснить особый порядок и расположение вещей в мире?

Философы-вайшешики представляют мироздание в общем следующим образом. Мир, или, лучше сказать, вселенная, есть система физических предметов и живых существ, пребывающих в телах, наделенных чувствами, умом, интеллектом и самолюбием. Все это существует и взаимодействует во времени, пространстве и акаше (эфире). Живые существа – что души, которые блаженствуют или страдают в этом мире, соответственно тому, являются ли они мудрыми или невежественными, хорошими или плохими, добродетельными или порочными.

Порядок мира в целом есть моральный порядок, ибо жизнь и судьба всех индивидов управляются в нем не только физическими законами пространства и времени, но также всеобщим моральным законом кармы. В простейшей форме этот закон гласит: "Что посеешь, то и пожнешь", – так же как физический закон причинности в абстрактной форме может быть выражен так: "Не может быть действия без причины".

Учитывая такой моральный порядок вселенной, философы-вайшешики дают следующее объяснение процесса созидания и разрушения мира. Исходным пунктом создания или разрушения является воля верховного властителя (Махешвара), который правит всей вселенной. Властитель имеет склонность к созиданию такой вселенной, в которой единичные существа могли бы получить по заслугам надлежащую долю удовольствия или страдания. Процесс созидания или разрушения вселенной не имеет начала (анади), и мы не можем, следовательно, говорить о первоначальном сотворении мира. В действительности всякому созиданию предшествует состояние разрушения и каждому разрушению предшествует определенное устройство созданного. Создавать – значит разрушать существующий порядок вещей и переходить к новому устройству мира. Это значит, что созидательная воля бога действует в соответствии с запасом добродетельных заслуг или недостатков (то есть адриштой), накопленными индивидуальными душами в их предшествующей жизни в другом мире. Когда бог выражает волю к созданию мира, невидимые силы моральных достоинств в вечных индивидуальных душах начинают действовать в направлении созидания и активного участия в жизни (бхога). Этот контакт с душами, наделенными созидательной функцией адришты, первоначально приводит в движение атомы воздуха. Из сочетания двоек и триад атомов воздуха возникает вещественный физический элемент – воздух, существующий как непрерывно вибрирующая среда в вечной акаше. Затем подобным же образом приходят в движение атомы воды и происходит образование вещественного элемента воды,которая существует в воздухе и приводится им в движение. Далее приводятся в движение атомы земли, составляющие вещественный элемент земли, которая существует в обширном пространстве вещественного элемента воды. Таким же путем из атомов света возникает вещественный элемент света и существует со своим свечением в веществе воды.

После этого по мысли (абхидхьяна) бога появляется зародыш вселенной (брахманда) из атомов земли и света. Бог одушевляет этот великий зародыш мировой душой – Брахмой, которая наделена высшей мудростью, отрешенностью и совершенством (джняна, вайрагья и айшварьйя). Бог вверяет Брахме конкретное создание мира с надлежащим распределением, с одной стороны, достоинств и недостатков, с другой – счастья и несчастья,

Созданный мир продолжает свое существование в течение многих лет. Но он не может существовать вечно. Подобно тому как после тягот и забот дневных трудов бог дает нам возможность отдохнуть ночью, так после несчастий и страданий, много раз испытанных душами в созданном им мире, бог предусматривает освобождение от страданий всех существ на некоторое время. Это осуществляется богом посредством разрушения мира. Так период созидания сменяется состоянием разрушения.

Периоды созидания и разрушения составляют полный, вечно повторяющийся цикл, называемый кальпа. Теория таких циклов (кальп)принята большинством ортодоксальных систем индийской философии. То, что мир, в котором мы живем, не вечен и что через некоторое отдаленное время он будет разрушен, подкрепляется аргументом по аналогии. Подобно тому как земные субстанции (например, кувшины) разрушимы, так и горы, состоящие из земли, должны подвергнуться разрушению. Озера и водоемы высыхают. Моря и океаны, являясь только чрезвычайно большими резервуарами воды, должны высохнуть. Огонь лампы гаснет. Солнце, являясь лишь великолепным шаром света, через некоторое отдаленное время тоже должно погаснуть.

Процесс мирового распада представляет собой следующее. Когда с течением времени Брахма (мировая душа), как и другие души, покидает свое тело, у Махешвары – верховного повелителя – появляется желание разрушить мир. Вместе с тем созидательная адришта – то есть невидимое моральное начало живых существ, противодействующее разрушительной адриште, – прекращает свою деятельность в пределах активной, поддающейся восприятию жизни. Когда в душах начинает действовать разрушительная адришта, она порождает движение атомов, составляющих их тело и чувства. Благодаря этому движению происходит разъединение атомов и следующий за этим распад тела и чувств. После разрушения тела и его чувств остаются только изолированные атомы. Точно так же возникает движение в атомах, из которых образуется элемент земли и его последующее разрушение из-за их разъединения. Таким образом происходит последовательное разрушение физических элементов земли, воды, света и воздуха. Так распадаются и разрушаются все эти физические элементы, а также все тела и чувства. После этого остаются лишь четыре изолированных друг от друга вида атомов (земли, воды, света и воздуха) и вечные субстанции: акаша, время, пространство, ум И души с накопленными в них достоинствами, недостатками и прошлыми впечатлениями (бхавана). Следует отметить, что если при разрушении вначале разрушаются соединения атомов земли, а затем последовательно – соединения атомов воды, света и воздуха, при созидании вначале соединяются атомы воздуха, а далее – воды, земли и света17.

 

 

 

 

7. Небытие, или абхава IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту