Реклама
5. Особенность, или вишеша 7. Небытие, или абхава

6. Присущность, или самавая*13

Философы ньяя-вайшешики рассматривают два главных вида связи вещей – саньйога (соединение) и самавая (присущность). Соединение – это временная, невечная связь двух вещей, которые могут существовать и обычно существуют самостоятельно. Например, два шара, движущиеся навстречу друг другу, сталкиваются в определенном месте; связь, устанавливающаяся при этом между ними, является отношением соединения. Это временный контакт двух субстанций, которые могут быть снова разъединены и продолжать свое самостоятельное существование (ютасиддха). Поскольку существует отношение соединения, оно существует как качество понятий, связанных данным отношением. Но оно не затрагивает существования этих понятий. Соединение или разъединение шаров никак не сказывается на их бытии. Таким образом, соединение есть внешняя связь, существующая как случайное качество двух субстанций, связанных данным отношением.

В отличие от соединения, самавая есть постоянная, вечная связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Так целоепребывает в своих частях, качество или действие – в субстанции, общее – в индивидуальностях, особенность – в некоторой простой вечной субстанции. Так, например, мы говорим, что ткань как целое пребывает в пряже, красный цвет как качество пребывает в розе, движение как действие принадлежит движущемуся шару, человеческое как общее относится к каждому отдельному человеку, особенность, отличительный характер одного ума или души присущи этому уму или душе.

Соединение – это временная связь двух вещей, которые могут существовать самостоятельно; оно возникает благодаря действию либо одной, либо обеих соединяющихся вещей: например, связь человека со стулом, на котором он сидит некоторое время. Части же всегда содержатся в целом, качество или действие всегда относится к некоторой субстанции и т.п. До тех пор пока некоторое целое (скажем, кувшин) существует как таковое, оно должно пребывать в частях его. Точно так же и качество (или действие) должно принадлежать данной субстанции до тех пор, пока оно существует. Таким образом, мы видим, что отношение целого к своим частям, любого качества или действия – к своей субстанции, общего – к единичному, особенности – к вечным субстанциям не производится соединением двух отдельных вещей. Поэтому говорят, что эти сущности относятся одна к другой без соединения (аютасиддха). Самавая, таким образом, есть вечная связь двух любых сущностей, одна из которых не может существовать без другой. Понятия, связанные самавайей, не могут заменять друг друга как понятия, связанные саньйогой. Если рука находится в контакте с пером, то перо тоже должно быть в контакте с рукой; но хотя качество и пребывает в субстанции, субстанция не пребывает в качестве.

 

 

 

 

5. Особенность, или вишеша 7. Небытие, или абхава
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту