Реклама
4. Общность, или саманья 6. Присущность, или самавая*13

5. Особенность, или вишеша

Особенность (вишеша)12 является прямой противоположностью категории общего (саманья). Под особенностью следует понимать нечто свойственное только данной субстанции, которая не имеет частей и является поэтому вечной. Таковы, например, субстанции: пространство, время, акаша, умы, души, а также атомы земли, воды, света и воздуха. Как можно различить один ум от другого или одну душу от другой? Каким образом один атом воды отличается от другого атома воды? Мы знаем, что они отличаются, но это различие нельзя объяснить разницей составляющих их частей, так как они вообще не имеют частей. В тоже время они схожи в других отношениях. Следовательно, мы должны признать некоторую особенность, или специфический характер субстанций, благодаря чему они отличаются друг от друга. Категория вишеша и обозначает этот особенный характер субстанций, которые иначе были бы неразличимыми.

Так как особенности (вишеша) присущи вечным субстанциям, они сами являются вечными (нитья). Не следует думать, что вишеша имеет отношение к таким обыденным вещам, как горшки, стулья и столы. Вишеша не относится к тому, что состоит из частей. Сложные, то есть состоящие из частей, вещи легко отличаются друг от друга ввиду различия составляющих их частей. Поэтому для объяснения их различий не требуется категории, подобной вишеше. Лишь тогда, когда мы имеем дело с первичными различиями не имеющих частей вечных субстанций, мы должны признать существование некоторых первоначальных, или непроизводных, особенностей, называемых вишешей. Существует бесчисленное множество особенностей, поскольку бесчисленны индивидуальности, в которых они пребывают. Если индивидуальности различаются по присущим им особенностям, то последние отличаются друг от друга сами по себе (сватах). Поэтому особенности представляются столь многими первичностями при анализе и объяснении различий вещей. Особенности сами по себе не могут быть восприняты: они, как и атомы, являются сверхчувственными сущностями.

 

 

 

 

4. Общность, или саманья 6. Присущность, или самавая*13
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту