Реклама
3. Действие, или карма*6 5. Особенность, или вишеша

4. Общность, или саманья

Вещи определенного класса имеют общее название ввиду их общей природы. Люди, коровы и лебеди имеют соответственно нечто общее, благодаря чему они и носят эти общие наименования. Мысль, охватывающая все то, что свойственно всем, к кому относится данное слово, называется общей идеей, или понятием класса. Но встает вопрос: что же у них общего? Или что есть то общее, которое свойственно всем членам данного класса и служит основой для объединения их в этот класс с одним общим наименованием? Первым предварительным ответом является то, что это есть сущность класса, соответствующая его понятию. Ньяя-вайшешики могли бы сказать, что понятие класса – саманья, общее. Или, выражаясь языком современных западных философов, это "универсальное" в них. Значит первоначальный вопрос ведет ко второму – что такое саманья, общее?

В индийской философии существует три основных взгляда на общее, или сущность класса. Буддисты придерживаются номиналистического взгляда, согласно которому реально только единичное и нет классов, или общего, отличного от частных объектов опыта.

Идея сходства ряда единичных предметов определенного вида возникает благодаря тому, что их называют одним и тем же словом. Общее у них только наименование, но оно означает не какую-либо положительную сущность, которая присутствует во всех единичных предметах, а только то, что единичные предметы, обозначаемые этим словом, отличаются от других, названных иным словом.

Так, определенные животные называются коровами не потому, что они имеют какую-либо общую сущность, а потому, что они отличны от всех других животных, которые не являются коровами. Таким образом, нет ничего всеобщего, кроме наименования с отрицательно сопутствующим ему значением7.

Джайнисты8 и адвайта-ведантисты9 рассматривают общее с точки зрения концептуализма. Они считают, что общее – это не что-то такое, что находится вне или над индивидуальными предметами. С другой стороны, общее объединяет главнейшие общие атрибуты всех единичных предметов.

Значит, с их точки зрения, всеобщее неотделимо от единичных предметов. Общее и единичное связаны тождеством. Общее существует не только в нашем уме, но и в единичных объектах опыта. Оно не приходит к этим предметам извне и не представляет собой какой-то самостоятельной "сущности", но является лишь их общей природой.

Ньяя-вайшешики10 выдвинули реалистическую теорию общего. Они считают, что общности суть вечные (нитья) сущности, отличающиеся от индивидуальностей, но вместе с тем пребывающие в них (анека-анугата).

Общее присутствует во всех представителях данного класса. На основе общего образуется понимание тождественности всех членов данного класса. Это возможно потому, что в различных индивидуальностях имеется одна общая сущность, которая позволяет подвести их под класс и мыслить как существенно тождественные. Таким образом, саманья (общее) есть реальная сущность, соответствующая общей идее, или понятию класса.

Некоторые современные реалисты также считают, что общее – это вечная, вневременная сущность, в которой могут существовать многие частности*39. Современные реалисты, далее, согласны с наяйиками в том, что общности не входят в категорию существования (сатта). Они не существуют во времени и пространстве, но пребывают в субстанции, в ее атрибутах и действиях (дравья-гунакарма-вритти). Не может быть общего в другом общем потому, что для одного класса объектов есть только одно общее. Если бы к одному и тому же классу предметов относилось две или более общностей, то они обнаружили бы свои противоположные и даже противоречивые основы, и мы не могли бы классифицировать эти предметы. Тогда одни и те же единичные предметы одновременно являлись бы и людьми и коровами.

По своему объему общее может делиться на пара (самое высшее и всепроникающее), апара (самое низшее) и парапара(промежуточное)11. "Бытие" представляет собой наиболее общую категорию, поскольку все другие общности подводятся под это понятие. "Кувшинность" (гхататва) как общее, присутствующее во всех кувшинах, есть апара, или самое низкое общее, поскольку у него самый ограниченный и наиболее узкий объем. Субстанциональность, или вещественность (дравьятва), есть парапара, то есть промежуточное между самым высоким и самым низким. Оно есть пара, или более широкое в отношении к таким субстанциям, как земля, вода и т.п., и апара, или более узкое в отношении к общему понятию "бытия", которое принадлежит субстанции, качеству и действию.

 

 

 

 

3. Действие, или карма*6 5. Особенность, или вишеша
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту