Реклама
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ II. КАТЕГОРИИ 1. Субстанция, или дравья*3

Часть шестая. ФИЛОСОФИЯ ВАЙШЕШИКА I. ВВЕДЕНИЕ

Система вайшешика получила это название из-за того, что "вишеша" как категория познания была в ней рассмотрена особенно подробно. Говорят, что основатель этой философии получил прозвище "Канада" потому, что он вел аскетический образ жизни и обычно питался зернами кукурузы подобранными на сжатом поле; настоящее же его имя Улука*37. Потому философия вайшешика называется также системой Канады или аулукья.

Первой систематической работой этой философии является "Вайшешика-сутра" Канады. Она состоит из десяти книг, каждая из которых делится на две главы или отдела: "Падартха-дхарма-санграха" Прашастапады не является бхашьей, хотя и считается самостоятельным изложением философии вайшешика. Далее, из двух комментариев1 на произведение Шанкары "Шарирака бхашьяк"*38 видно, что Равана – царь Цейлона – написал комментарий на "Вайшешика-сутру".

Хорошо известны также комментарии на работу Прашастапады: "Вьйомавати" Вьйомашивы, "Киранавали" Удаяны, "Ньяя-кандали" Шридхары. Менее известны следующие комментарии на эти работы: "Сукти" Джагадиша Таркаланкары и "Сету" Падманабха Мишры.

Действительно оригинальным кратким изложением философии вайшешика являются работы Валлабхачарьи "Ньяя-лилавати" и Удаяны "Лакшанавали". Последние две работы по философии вайшешика сближают ее с философией ньяя. Из них наиболее важными являются: "Саптападартхи" Шивадитьи, "Тарка-каумуди" Лаугакши Бхаскары и "Бхашапариччхеда" с комментариями "Сиддханта-муктавали" Вишванатхи.

Ньяя и вайшешика являются смежными системами философии (самана-тантра). Они ставят перед человеком одну и ту же цель – освобождение индивидуального я. Обе эти системы считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение – абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности.

Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам. Если наяйики признают четыре независимых источника познания – восприятие, логический вывод, сравнение и свидетельство, то вайшешики – только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сравнение и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий (падартха), считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешика признает только семь категорий, включая в них все реальности.

В системе вайшешика рассматриваются следующие категории реальности: 1) дравья – субстанция, 2) гуна – качество, 3) карма – действие, 4) саманья – общность, 5) вишеша – особенность, 6) самавая – отношение присущности и 7) абхава – небытие. Вайшешики рассматривают и критически изучают эти категории.

Категория (падартха) буквально понимается как объект, обозначенный словом. Таким образом, словом "категория" следует обозначать все объекты познания, то есть все реальности. Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса – бытие и небытие (бхава и абхава). В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, умы, души и т.д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи.

Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию – небытие, которая обозначает все отрицательные факты2.

 

 

 

 

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ II. КАТЕГОРИИ 1. Субстанция, или дравья*3
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту