Реклама
Шри Ганеша стотра (из Нарада-пураны) Видеоролик «Подношения Сарасвати» студии «Куджана»

Писания Тантры (Тантра-шастра). Очерк А.П.Ольшевского

Писания Тантры (Тантра-шастра). Очерк А.П.Ольшевского

Ольшевский А. П.

 

ТАНТРА – ШАСТРА


 

Амная



Изначальным источником всех тантр считается Ишвара (Бог, Владыка Вселенной), который обычно персонифицируется как Шива или Вишну.

«Ишвара-ваг агамах тад эва тантрам»

«Сказанное Ишварой есть Агама. Это и есть Тантра». (Парананда-сутра 22.46-47)

Большая часть индийских (хинду) тантр сказана Шивой, Владыкой Йоги (Йогешвара) и Тантры (Тантрешвара). «Он, известный как Шива, является Владыкой всех тантр». (Тодала-тантра 5.31)

Его образ (медитирующего йогина) олицетворяет вечное знание (Атмана), скрытое в ведах и тантрах. Шива говорит богине Парвати: «Я есть истинная сущность знания и Божество знания». (Нарада-панчаратра 2.1.35)

Высшей и совершенной формой знания является божественное откровение (Шрути), исходящее непосредственно от Шивы. В комментарии Ачарьи Джаяратхи к «Тантра-алоке» (1.46) говорится: «Знание, возникшее из лотосоподобных уст Шивы, незагрязненное и всюдуликое (сарвато-мукхам), есть истинное знание, обнаруживающее природу Шивы и уничтожающее неведение. С помощью этого знания достигшие совершенства видят его обитель».         |||||

 

Махеша...



Каждый раз при сотворении Вселенной Шива сообщает (богам, сиддхам и людям) знание, ведущее к освобождению (мокша), а также пути его достижения, соответствующие склонностям и способностям людей. Поэтому «во время сотворения Вселенной Великий Владыка (Махеша) ... для достижения цели существования (людьми и другими разумными существами) распределил незагрязненное знание (вималам джнянам) в виде пяти потоков». (Мригендра-тантра 1.1.23).

«Пять потоков» (панча-срота) означает пять направлений распространения священных писаний и традиций, называемых «амная» (предание, традиция). В Меру-тантре говорится: «Оттого, что она является началом (ади) всех путей (освобождения), увеличивает блаженство ума (манолласа) и является источником всех жертвоприношений (яджня) и других видов поклонения, она называется «амная». (10.756)

Подобно тому, как у людей имеется пять органов действия (кармендрия; «тонкие» органы чувств, действующие посредством соответствующих физических органов: руки, ноги, орган пищеварения, анус и гениталии), у Великого Владыки Времени (Кала-махеша) существует пять амная». (10.14)

Источником пяти амная (панча-амная) является пятиликий Шива, называемый Садашивой. Пять ликов Садашивы, обращенные в разные стороны пространства, имеют пять имен: Садьйоджата (обращенное на запад), Вамадэва (север), Агхора (юг), Тат-пуруша (восток) и Ишана (обращенное вверх).

Шива говорит Богине (Дэви): «Из пяти моих ликов происходят пять амная: Пурва-, Пашчима-, Дакшина-, Уттара- и Урдхва-амная. Это пять путей, ведущих к освобождению». (Куларнава-тантра 3.1)

Пурва означает восток, пашчима — запад, дакшина — юг, уттара — север, урдхва — верх (зенит).

Через непрерывную последовательность учителей амная передает священное знание, исходящее от Высшего Божества, в своем изначальном виде. Поэтому «всеми усилиями следует размышлять о своей амнае». (Нируттара-тантра, гл. 4)

В «Куларнаве» (тантре Урдхва-амная) Шива говорит Парвати: «О Богиня, тот человек, который истинно знает амнаю, получает желаемое достижение. О Прекрасноликая, это истина, истина». (3.31)

«Тот, кто знает только одну амнаю — освобожденный (мукта), в этом нет сомнения, а тем более тот, кто знает еще четыре других амнаи, ибо он есть сам Шива». (3.15)

Согласно «Татпарья-дипике» (комментарию к «Трипура-рахасье»), «амная это Веда (амнайо ведах)». Рамешвара (известный тантрический комментатор) говорит, что «поскольку основное значение слова «амная» — Веда, а Тантра является сущностью Веды (веда-сара), слово «амная» означает Тантру».

 

Тантра



Санскритское слово «тантра» имеет множество значений: основа, правило, порядок, система, зависимость, писание, трактат, ритуал, метод и др. В индийской ре¬лигиозной традиции (бхарата-дхарма; современное название — хинду-дхарма или индуизм), а также в буддизме слово «тантра» используется в различных значениях и не является названием какого-либо единого учения, традиции или метода. Однако как обобщающий термин, а также из-за отсутствия более подходящего слова название «тантра» часто используется для обозначения системы практики или писаний в некоторых религиозных традициях, которые вследствие многих общих признаков определяются как тантрические (тантрика).

Согласно традиционной (тантрической) этимологии тантра означает шастру (священное писание) особой садханы, значение которой объясняет следующая анаграмма из «Камика-агамы» (Пурва-камика 1.29): tanoti vipulan arthan tattva-mantra-samanvitan tranam ca kurute yasmat tantram ityabhidhiyate



«Оттого, что она распространяет (таноти) обширные знания вместе с их таттвой (элемент, сущность) и мантрой, а также оттого, что она приносит освобождение (транам), она называется тантрой».

В более конкретном значении (согласно комментарию Ачарьи Харихарананды к «Маханирвана-тантре») «тантра есть особое писание, сказанное Шивой Амбике (Матери Вселенной, Парвати) и записанное (их сыном) Ганешей». (11.9) Поэтому Тантра известна как шива-шасана (указание Шивы).

Беседы Шивы и Шакти образуют обширный корпус текстов многочисленных тантрических традиций (тантрика-сампрадая) Шайвы (шиваизма) и Шакты (шактизма). В некоторых тантрах Шива говорит богам и великим мудрецам. Существуют также тантры, сказанные Нараяной (Вишну), Брахмой и другими божествами, махасиддхами и великими учителями (ачарья).

Панчаратра-агама (свод вишнуитских тантрических писаний) разделяет Тантру на пять основных видов (в соответствии с именами их создателей: Шивы, Вишну, Брахмы, Сурьи и кумаров): «Шайва, шакта, брахма, саура и каумара — так пятикратно разделяется Тантра и провозгласившие ее». (Вишну-самхита 2.20)

В Сатвата-тантре (9.25-30) рассказывается о происхождении и последующем распространении вишнуитских тантр, сказанных Шивой. Шри-Шива говорит дэварши (божественному мудрецу, сыну Брахмы) Нараде: «Став преданной Вишну вследствие общения со мной (в вишнуизме Шива считается великим преданным Вишну), Повелительница богов (Сурешвари, эпитет Парвати) стала спрашивать меня. Бывшие там (в духовном мире Вишну) великие преданные Бхагавана, кумары (четверо вечно юных риши) и другие великие владыки, а также Кубера и другие божества, предавшиеся лотосоподобным стопам Кришны, также многократно спрашивали меня. О высший из дважды рожденных, эти вопросы и сказанные мной ответы, в высшей степени благоприятные и очищающие всех, сосредоточенно записал мой сын Ганеша, находившийся рядом. Из этих моих бесед появились шастры, приносящие благо для всех. Мудрецы, слышавшие эти тантры, о лучший из мудрецов, будут многократно рассказывать их во всех местах на земле».

Тантрические писания, сказанные древними мудрецами, известны как упатантры (вторичные, дополнительные тантры). В «Варахи-тантре» говорится: «Васиштха, Капила, а также Нарада и Гарга, Пуластья, Бхаргава, Яджнявалкья, Бхригу, Шукра, Брихаспати — этими и другими мудрецами были изложены многочисленные упатантры».

Буддийская Тантра (Ваджраяна, Мантраяна или Тантраяна) имеет собственное происхождение и тексты. Учение Тантры (Ваджраяны) сообщил сам Гаутама Будда. Каждая тантра обычно представляет наставления Будды, данные кому-либо из его учеников, бодхисаттв или идамов (тантрических божеств).

В «Гухьясамаджа-тантре» (патала 18) значение слова «тантра» объясняется как соединение двух начал (Праджня и Упая). Праджня означает запредельную мудрость, имеющую женскую (пассивную) природу. Упая («метод») является активным (мужским) принципом, обладающим силой устремленности (упайо бхава-лакшанам) и искусных средств. «Соединение (Праджни и Упаи) называется тантрой (прабандхам тантрам акхьятам)».

В Тибете слово «тантра» обычно обозначает «тантрическое писание» (rgyud) или переводится тем же словом, что и «мантра» (snags).

В Китае Тантра появилась как учение Мидзун (Тайное слово или мантра). Однако в Китае она не получила такого распространения, как в Японии, где она стала известной под названием Сингон (означает то же, что и мидзун).

Количество тантрических писаний необычайно велико. Существует множество видов тантр: агама, нигама, тантра, ямала, дамара и др., а также различные тантрические самхиты, сукты, сутры и другие шастры. Все это известно как Тантра-шастра.

Содержание тантр объясняют, обобщают и дополняют различные тантрические компендиумы, комментарии, поэтические произведения и другие сочинения известных тантрических учителей.

Принадлежность какой-либо шастры к классу тантр устанавливается традицией. В названии многих тантрических писаний (Уттара-шатка, Пара-тримшика и др.) принадлежность к классу тантр не обозначена. Следует также иметь в виду, что в различных тантрических традициях тантрами называются прежде всего свои тантрические тексты, но не тантры других традиций.

Наличие слова «тантра» в названии какого-либо текста (например, ведического сочинения Кумарилы «Тантра-вартика») не означает его принадлежности к тантрической литературе. Тантрами также называются различные аюрведические медицинские тексты (Какачандишвара-тантра и др.) и алхимические трактаты (Расахридая-тантра и др.), которые не считаются тантрическими (тантрика), но используются в тантрических традициях.

Общее количество тантр неизвестно. Тантрические писания называют различное число тантр. Шива говорит Парвати: «О Махешани (Великая Повелительница), по твоему указанию (аджня) для освобождения людей мною были сказаны 64 тантры». (Сарволласа-тантра 2.5) «О Парвати, мною были сказаны тантры, количеством 108». (Меру-тантра 2.113) «Семь коти (70,000,000) великих тантр, вышедших из моих уст, Ямала (название одной из ямал), Брахма-ямала и другие ямалы, Вишну-ямала, Шива-ямала и Мишра-ямала, сказанные мной, были тобой услышаны». (Нила-тантра 19.2-5) В Сарволласа-тантре (2.19) говорится, что тантры бесчисленны (асанкхьяни ча тантрани).

 

Агама и Нигама



Другое название Тантры — Агама — происходит от санскритского глагола «гам» (идти, постигать) и означает знание, нисходящее от Высшего Божества. Согласно комментарию Каундиньи к «Пашупата-сутре (1.1), «Агама есть название шастры, исходящей от Махешвары (Великого Владыки Вселенной, Шивы) через традицию непрерывной последовательности учителей».

Этимология (нирукта) слова «агама» объясняется в «Рудра-ямале»: «Она — вышедшая (агата) из уст Шивы, пришедшая (гата) к Дочери Горы (Гириджа, имя Парвати) и подтвержденная (мата) Шри-Васудэвой (брахманом, услышавшим тайные беседы Шивы и Парвати), поэтому она называется агамой».

Агама также означает садхана-шастру (писание, предназначенное для практики), описывающую высшую цель садханы и путь ее достижения. «Оттого, что она описывает ачару (систему предписаний и практики) и обретение пути (гати) освобождения, а также оттого, что она рассказывает о великой атма-таттве (духовной сущности), она называется агамой». (Куларнава-тантра 17.43)

Как разновидность тантрических писаний агама (согласно «Вишвасара-тантре») включает в себя семь основных предметов: «Описание творения (сришти) и разрушения (пралая) Вселенной, поклонение божествам согласно предписаниям и практика произнесения их мантр, а также пурашчарана (практика усиленного повторения мантры, выполняемая в особых случаях), шаткарма-садхана (шесть видов магических операций) и дхьяна-йога (практика медитации) четырех видов — шастра, имеющая эти семь признаков, известна мудрецам как Агама».

Изначальной действующей причиной нисхождения Тантры (тантра-аватара), побуждающей Шиву обнаружить (сделать открытым) тайное знание, является Шакти. Она известна как Великая Богиня (Махадэви), вечная супруга Шивы и Мать Вселенной, бесчисленные формы которой (Дурга, Кали, Тара, Лакшми, Сарасвати и др.) почитаются во всех мирах (сарва-лока-намаскрита).

Махадэви обладает абсолютным знанием, не отличным от знания Шивы и не имеет необходимости в каких-либо других знаниях.

Шива говорит Парвати: «Ты есть моя форма (мама рупа), о Дэви; не существует различия (на бхедо сти) между тобой и мной. Всезнающая, о чем ты не знаешь? Однако ты спрашиваешь подобно незнающей». (Маханирвана-тантра 1.16)

Из сострадания ко всем существам Великая Богиня обращается к Шиве, побуждая его указать для них путь освобождения: «Бесконечное множество существ, находящихся в различных телах, рождаются и умирают, и для них не видно освобождения. О Дэва, они всегда мучимы страданием, и не видно никого счастливого. Каким способом, о Владыка богов, достигается освобождение, скажи мне, о Господь?» (Куларнава-тантра 1.4-5)

Традиционной (для индийской религии и буддизма) формой изложения религиозных и философских учений является прашноттара (вопросы и ответы) в форме диалога учителя и ученика. Поэтому «сам Дэва Садашива, приняв положение гуру и ученика, с помощью вопросов (прашна) и ответов (уттара) явил Тантру». (Сваччханда-тантра 8.31-32)

В тантрах также сказано, что «гуру есть Изначальная (адья) Шакти». (Тантрараджа-тантра 35.2) Шри-Ишвара (Бхайрава) говорит Шри-Дэви (Бхайрави): «Ты — гуру всех писаний, я — излагающий (писания). В форме гуру ты приносишь освобождение всем мирам». (Канкаламалини-тантра 3.29-30)

Иногда для того, чтобы указать людям (и другим разумным существам: богам, сиддхам, гандхарвам и др.) путь освобождения, Богиня сама объясняет тантрическое учение Шиве, отвечая на его вопросы. Тантры этого вида известны как Нигама, «особое писание, состоящее из ответов на вопросы Шамбху (Шивы), в поэтической (также, как и Агама) форме исходящих из уст Парвати». (Маханирванатантра-тика 11.9)

В «Ямале» (название одной из ямал) сказано: «Она — вышедшая (ниргама) из уст Шанкари (Парвати), перешедшая (гата) к Владыке гор (Гириша; имя Шивы) и подтвержденная (мата) Шри-Васудэвой, поэтому она называется Нигамой».

Нигама имеет пять основных текстов: «Кальпасара, Кальпататтва, а также Кальпадрума, Кальпалата и Кальпананда — так пятикратно была изложена Нигама». (Сарволласа-тантра 1.14)

 

Ямала



Существуют различные предания о том, что многие агамы и нигамы первым услышал брахман по имени Васудэва, оказавшийся в уединенном месте у входа в пещеру, где происходили тайные беседы Шивы и Парвати. В тантре (цитируемой выше) говорится, что «Васудэва, услышав их, рассказал это Ганеше. Сказанное Ганешей в соответствии с Нигамой и Агамой, было изложено в ямалах. Так пронизывающие (вьяпта) друг друга Агама и Нигама появились на земле. Агама была изложена в 64 писаниях, Нигама — в пяти, Ямала — в четырех». (1.17-18)

Четыре ямалы (согласно «Нараяни-тантре» и другим текстам) это Брахма-ямала, Рудра-ямала, Вишну-ямала и Шакти-ямала. «Варахи-тантра» называет шесть ямал (Ади-, Брахма-, Вишну-, Рудра-, Ганеша- и Адитья-ямала), «Артха-ратнавали» (комментарий Ачарьи Видьянанды к «Нитьяшодашика-арнаве») — восемь ямал (ямала-аштака: Брахма-, Вишну-, Рудра-, Джаяратха-, Сканда-, Ума-, Лакшми- и Ганеша-ямала). Известны также многие другие ямалы: Бхайрава-, Дэви-, Шри-, Кула-, Вира-, Кришна-, Буддха-, Даттатрэя-, Гуру-, Граха-, Чандра-, Митра-ямала и др. (согласно «Сарволласа-тантре» их всего 64; согласно некоторым спискам — еще больше).

Согласно «Нараяни-тантре» и некоторым другим тантрическим текстам (традиции Шакта) четыре главные ямалы считаются первоначальным источником четырех вед. В «Шадамная-тантре» (1.29-31) говорится, что из «Брахма-ямалы» возникла Риг-веда, состоящая из трех качеств (гуна: тамас, раджас и саттва). Ее махавакья (великое изречение) — «познание это Брахман» (праджнянам брахма). Из «Вишну-ямалы» воз¬никла Сама-веда, соединенная с знанием (джняна) и познанием (виджняна). Ее маха¬вакья — тат твам аси: «Ты есть То (Брахман)». Атхарва-веда, вмещающая ритуалы почитания предков и богов, объясняющая знание Шакти, возникла из «Шакти-ямалы». Аям атма брахма («Этот Атман есть Брахман») — ее махавакья. Из «Рудра-ямалы» возникла Яджур-веда. Ее махавакья — ахам брахмасми: «Я есть Брахман».

 

Тантра и веды



Первоначальным источником всех других видов священных писаний считается Нигама. Тантрическая (школы Шакта) версия происхождения священных текстов выглядит следующим образом: «Из Нигамы возникла Агама, из Агамы — Ямала, из Ямалы возникла Веда, из Веды возникла Пурана, из Пураны рождена Смрити, из Смрити — различные шастры». (Сарволласа-тантра 1.21-22)

Эти и другие бесчисленные священные шастры являются формами Шакти, проявляющей себя как Махавидья (Великое Знание; в тантрах — форма и мантра Шакти). Шива говорит, обращаясь к Парвати: «Ты — душа (джива) в этом мире, Видья (знание; согласно комментариям манас здесь означает сердце: мано хридаям), разум («знание сущности шастр и другого»), путь и существование всего. Ты — веды, Пранава (слог Ом), смрити («дхарма-шастры, сказанные Ману и другими мудрецами»), самхиты (здесь означает «Махабхарата и другие»), нигамы, агамы и тантры, наполненная всеми писаниями, Благая». (Маханирвана-тантра 11.8-9)

Весь корпус текстов представляет особую структуру, состоящую из Шабда-брахмана (проявления Брахмана в форме звука и слов), посредством которой проявляется форма и внутренняя природа Высшего Божества (Пара-дэвата). Согласно «Нараяни-тантре», «Нигама это Атман (дух, истинное «я»), Агама — Параматман (Высший Дух, единый с Атманом), Дживатман (индивидуальное сознание) это Ямала, внешний Атман (тело) имеет форму Веды. Части тела — пураны; части частей тела — смрити. Другие шастры — волоски на теле. С помощью писаний (различных видов) возникает образ Божества в соответствии с различиями юг (эпох, мировых периодов)».

Связь между Ведой и Агамой рассматривается в различных аспектах. В комментариях Куллука-бхатты на «Ману-самхиту» (2.1) говорится: «Известно два вида Шрути: ведическая (вайдики) и тантрическая (тантрики)». Как форма божественного откровения (шрути) Тантра имеет самостоятельное значение и происхождение (подобно пер¬воначальным писаниям вед).

Как садхана-шастра учения Веданты Тантра основывается на ведах и следует авторитету вед. «Поскольку Тантра имеет своей основой веды или слова апты («достигшего» совершенства), она является достоверным источником познания (прамана), подобно пуранам или словам Ману и других мудрецов». (Вишну-самшита 2.11-12)

Агама продолжает традицию вед и учение упанишад (Веданта). Поэтому (согласно «Куларнава-тантре») она — ведартхика — выражающая смысл вед и ведущая к дос¬тижению цели вед. В «Рудра-ямале» говорится: «То, что достигается с помощью вед, достигается также с помощью тантр (тат тантраир апи гамьятэ)».

Тантрическая система практики следует ведическим кандам (разделам вед, образующим самостоятельные направления практики: карма-, упасана- и джняна-канда). Ачарья Бхаскарарайя в комментарии (называемом «Сету-бандха») к «Нитьяшодашика-арнаве» (известной части «Вамакешвара-тантры») говорит, что «кальпа-сутры (ритуальные тексты) Парашурамы и другие кальпа-сутры, а также ямалы и другие тантры принадлежат к остальной части упанишат-канды (Веданты), подобно тому, как Ашвалаяна-кальпасутры и другие (подобные им тексты), а также «Ману-смрити» и другие смрити являются остальной частью пурва-канды (карма-канды) Веды».

«Бхавана» и другие (Кали-, Тара-, Каула-упанишада и т. д.) тантрические упанишады (традиции Шакта) принадлежат к Атхарва-веде. «Шактисангама-тантра» (Кали-кханда 5.23) говорит, что «главное Божество Атхарва-веды — Высшая Шри-Махакали. Без Кали и без Тары не существует предписаний Атхарва-веды».

Тантрическая система практики является конечной стадией развития ведического ритуала и учения древних риши. Все сказанное в ведах имеет свою аналогию и в тантрах. Поэтому Тантру (так же как и Пурану) называют пятой ведой: агамах панчамо ведах — «Агама есть пятая веда». (Нируттара-тантра 7.17)

В тантрической традиции Веда рассматривается как внешняя (экзотерическая) часть Агамы, соответствующая начальным (предварительным) стадиям тантрической практики. В «Йогини-тантре» (патала 9) говорится, что «различие между Ведой и Агамой подобно различию между Дживой и Атманом». Поэтому Тантра известна как тайная Веда, сокровенная сущность Веды и эзотерическая часть вед.

Эзотерический характер Агамы подчеркивается во многих ее текстах. Тантрические писания изобилуют множеством терминов и названий, знание истинного значения которых не может быть получено вне традиции. В некоторых тантрах (например, в «Тантрараджа-тантре») для записи отдельных (наиболее эзотерических) частей текста использованы «разбросанные слоги» (вьякулита-акшара), представляющие беспо¬рядочный набор слогов. Ключ к пониманию таких текстов (восстанавливающий пра¬вильный порядок слогов) тайно хранится традицией.

В тантрах содержатся многие тайные знания, особые тантрические методы (тантрика-прайога) и мантры, обладающие великой силой, неосторожное применение которых может разрушить все результаты садханы и даже нанести вред самому практикующему и другим. В некоторых тантрах говорится, что при неправильном использовании тайных тантрических ритуалов разрушается даже государство (раштра), на территории которого они совершаются. Поэтому передача (ее осуществляет только гуру, принадлежащий к тантрической традиции) тайных тантрических методов и текстов строго регламентирована и требует тщательной проверки (парикша) качеств и способностей ученика.

Шива говорит Даттатрэйе (великому риши, воплощению Тримурти: Брахмы, Вишну и Шивы): «Тантра-видья (тантрическое знание), великая тайна (маха-гухья), труднодостижимая даже для богов, сказанная перед тобой, о Дэва, есть венец (широмани: драгоценный камень, украшающий голову) всех знаний, более тайная, чем сама тайна, великая тайна, тайная-тайная. Следует дать ее гуру-бхакте (тому, кто предан гуру); непреданному ее не следует давать никогда. Следует дать ее тому, чей ум наполнен преданностью мне, а также твердо обуздавшему свой ум. Если даже придется отдать свою голову или сына, не следует давать тантра-кальпу (систему тантрических ритуалов) кому-либо другому, таково мое утверждение». (Даттатрэя-тантра 1.13-16)

Унматта-бхайрава («Опьяненный»; имя одного из восьми бхайравов, «ужасающих» форм Шивы) говорит Богине Бхайрави («Ужасная» или «Супруга Бхайравы»): «Не следует сообщать это (тайное знание) лишенному преданности, совершающему дурные деяния, приверженному совершению насилия, ленивому, порочному, злонамеренному, лишенному преданности учителю, иначе происходит уничтожение, порожденное Владыкой гнева (Кродха-раджа, эпитет Унматта-бхайравы)». (Бхутадамара-тантра 15.7) Шива говорит Парвати: «Тот, кто дает кому-либо тантру, не распознав его, становится пожираемым сонмом йогини (ведьм, составляющих свиту гневных форм Шакти) и отправляется в ад. Поэтому лучший из садхаков должен всегда хранить ее в тайне. Невежда, который, увидев книгу (тантрическое писание), не получив (ее знание) из уст гуру, под влиянием алчности (стремится воспользоваться тем, что для него не предназначено) будет совершать действия (указанные в ней), погибает непременно. Все его действия ведут в ад. Он становится пищей для йогини, обитателем преисподней, убийцей брахмана». (Каулавали-тантра, гл. 1)

«О Богиня, это сказанное тебе никогда не должно быть открыто. О Возлюбленная, это должно быть скрыто, должно быть скрыто, должно быть скрыто и особенно тщательно скрыто в присутствии «пашу» (букв, «животное, скот», человек низшей природы). Даже в присутствии отошедших (от предписаний гуру и тантр) садхаков не следует говорить ее (тантру). Не следует давать ее неспособному слушать и противоречащему. Даже в присутствии безразличного (к содержанию тантры) не следует рассказывать ее. Не следует давать ее высокомерному, особенно — лишенному преданности, глупому, лишенному бхавы (склонности, устремленности). О Махешвари, следует дать ее (тантру) спокойному, чистому, каулику (члену кулы, духовной семьи поклоняющихся Шакти), преданному Кали, шиваиту (шайва) или вишнуиту (вайшнава), согласно указанию Шивы». (Камакхья-тантра, гл. 9)

Шри Ганеша стотра (из Нарада-пураны) Видеоролик «Подношения Сарасвати» студии «Куджана»
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту