Реклама
Царь Притху История Пиппалы

Крикала и Сукала

Священный город Варанаси располагается на берегах Ганги. В этом городе некогда жил вайшья по имени Крикала, вместе со своей женой, которую звали Сукала. Сукала была наделена большой преданностью мужу, обладала чрезвычайной религиозностью и честностью, следовала всем предписаниям священных писаний.

 

Крикала знал, что, посещая священные места омовений (тиртхи), можно получить духовные заслуги, и поэтому он решил отправиться в паломничество.

 

Сукала выразила желание сопровождать мужа в путешествии.

 

«Ты мой муж, -- сказала она, -- и моя обязанность – быть с тобой рядом все время. Возьми меня с собой! Как я буду жить без тебя? Долг жены – всегда быть рядом с мужем. Благословенна та жена, которая смотрит на правую стопу мужа как на тиртху Праяг, и на левую стопу как на тиртху Пушкара. Благословенна жена, принимающая омовение в воде, в которой ее муж омыл стопы. Пожалуйста, возьми меня с собой!»

 

Крикала, поразмыслив об этом, решил, что не сможет взять жену с собой. Он подумал, что его жена не перенесет тягот этого путешествия. Однако Сукала твердо решила не отпускать его одного, и поэтому в то время, когда Сукала отсутствовала дома, направившись в храм для поклонения богам, Крикала пустился в путь, не сказав жене.

 

Сукала очень огорчилась, не обнаружив дома мужа.

 

«Куда ушел мой муж?» -- спрашивала она у друзей.

 

«Не унывай, -- отвечали друзья, -- он отправился в паломничество, и он вернется».

 

«Хорошо, -- сказала Сукала, -- я стану спать на земле до тех пор, пока мой муж не вернется. Я откажусь от всей вкусной пищи и буду есть только раз в день, до тех пор, пока он не вернется. Раз в несколько дней я буду поститься. Разве на мне лежит проклятие, что мой муж покинул меня?»

 

«Он не покинул тебя, -- утешали ее друзья, -- а ушел к святым местам, и потом возвратится. Какая польза мучить тело?»

 

«Вы не понимаете мудрость Вед, -- говорила Сукала. – Писания утверждают, что муж для жены – единственная тиртха. Все бесполезно для женщины, оставленной мужем. Знаете ли вы историю Судевы?»

 

 

Рассказ Сукалы

 

Царь Иквшаку правил царством Айодхьей. Он был мудрым правителем и поклонялся Ведам и брахманам.

 

Царем Каши (Варанаси) был Ведараджа, и у него была дочь по имени Судева. Икшваку женился на Судеве, и Судева оказалась очень преданной женой.

 

Однажды Судева сопровождала мужа на охоте. Икшваку убил множество львов, кабанов, ланей и буйволов.

 

В том лесу, где охотился царь, жило семейство диких кабанов.

 

Глава семейства кабанов обратился к своей жене: «Царь Икшваку пришел в лес на охоту, и с ним прибыло множество других охотников и собак. Он непременно убьет меня».

 

«Почему бы нам просто не убежать прочь?» -- спросила жена кабана.

 

«Я убегаю, когда приходят обычные охотники – они грешники, и нельзя достичь чего-то благоприятного, умерев от их рук. Но этот случай особый, сам царь Икшваку прибыл сюда. Я собираюсь остаться и сразиться с ним. Если я одержу победу, то покрою себя бессмертной славой, а если я проиграю, то отправлюсь на небеса, умерев от руки Икшваку. Я отказываюсь убегать. Я родился кабаном, поскольку совершил множество грехов в своей предыдущей жизни, но я очищусь ото всех них, если этот праведный царь убьет меня. Присматривай за детьми, если я не останусь в живых».

 

«Как ты можешь говорить подобное? – сказала жена кабана. – Ты глава нашей семьи. Это благодаря тебе наши сыновья находятся под защитой, благодаря тебе они усваивают науку диких кабанов. Как смогу я жить, если ты умрешь? Ты мой муж, и мое место рядом с тобой. Убежим прочь! Ничего не будет приобретено из-за ненужной смерти»

 

«Я не могу убегать, -- ответил кабан. – Трусливые и малодушные попадают прямиком в ад, называемый Кумбхипака».

 

«В таком случае я также останусь, -- ответила его жена, -- и буду рядом с тобой».

 

Она позвала старшего поросенка и сказала ему: «Твой отец и я уходим. Собери своих братьев и сестер, и спрячьтесь в пещере. Царь Икшваку вышел на охоту».

 

«Как ты можешь говорить так? -- спросил старший поросенок – Мы твои дети, и останемся рядом с тобой. Если мы покинем тебя, мы отправимся прямиком в ад Махараудра. Мы не оставим тебя!»

 

Так вся семья кабанов осталась ждать царя под холмом. Через некоторое время кабана и его семейство обнаружили там царские охотники. Они пронзили кабана различными видами оружия, однако кабан нанес ответный удар своими копытами, сразив ими нескольких солдат Икшваку.

 

Царь Икшваку был восхищен противостоянием такого храброго кабана и выдвинулся вперед на своем коне. Тогда кабан атаковал коня и сбросил царя с седла вниз. Это сильно раздосадовало царя, и он нанес кабану сильный удар своей булавой. Кабан не смог вынести этого удара и упал замертво.

 

Пока шла эта битва, жена кабана вместе с детьми укрывалась в пещере. Теперь, когда кабан погиб, охотники подступили, чтобы захватить ее и потомство.

 

«Бегите, дети, -- сказала жена кабана, -- а я постараюсь отбросить солдат. Я надеюсь удерживать их столько времени, сколько хватит вам, чтобы скрыться».

 

«Мы не можем поступить так, -- ответил старший поросенок. – Я твой старший сын. Теперь, когда отца нет в живых, моя обязанность -- защищать тебя. Беги вместе с тремя моими братьями, а я останусь сражаться с солдатами».

 

Мать не стала поступать так. Она вместе со старшим сыном осталась сражаться с солдатами, а трое других поросят скрылись бегством.

 

Старший поросенок сражался храбро, но царь Икшваку через какое-то время убил его стрелой. Мать поросенка сражалась также очень храбро, и ранила много царских солдат. Но Икшваку не сделал попытки убить ее.

 

«Почему ты не убил самку кабана?» -- спросила у супруга царица Судева.

 

«Потому что она относится к женскому роду, -- ответил царь, -- а убийство любой женщины является преступлением».

 

Среди охотников царя был один по имени Джхарджхара. У него не было подобных моральных ценностей, и он ударил самку кабана мечом, а та упала без сознания. Но она не умерла сразу, и лежала, истекая кровью.

 

Царица Судева не могла вынести зрелища страданий самки кабана, поэтому она влила немного холодной воды ей в рот и вытерла кровь у ран.

 

«Спасибо, добрая царица, -- сказала самка кабана. – Мои грехи теперь уничтожены благодаря твоему прикосновению. Я благословляю тебя, будь счастлива!»

 

Судева была изумлена, услышав речь от животного.

 

«Кто ты? – спросила она. – Расскажи мне о себе и своем муже, который сражался так храбро».

 

«Вначале я расскажу тебе о моем муже», -- ответила самка кабана.

 

 

История кабана

 

Этот кабан был в своей предыдущей жизни гандхарвом по имени Рангавидьядхара, который умел прекрасно петь.

 

Мудрец Пуластья устроил свою обитель на горе Сумеру. Рангавидьядхара пришел туда и начал петь. Его песни были так хороши, что мудрец никак не мог сосредоточиться для своей медитации.

 

«Пожалуйста, пойди в другое место, -- сказал гандхарву Пуластья, -- не пой здесь».

 

«Почему я должен идти куда-то? – спросил Рангавидьядхара. – Я только пою, и мои песни никому не наносят вреда. Они нравятся людям, почему же ты против пения?»

 

«Я не против пения, -- ответил Пуластья. – Я ничего не имею против искусств, и я понимаю, что они полезны. Но твои песни отвлекают меня, и мне очень трудно сосредоточиться для медитации. Только по этой причине я прошу тебя уйти и петь в другом месте».

 

«Если ты не можешь сосредоточиться, то это твоя неудача, -- сказал гандхарв. – Я знаю, что те, кто действительно медитируют, не отвлекаются ни на что. Этот лес не принадлежит тебе, и я нахожусь здесь на таких же правах, как и ты. Если мое пение мешает тебе, иди и поищи другое место для своей медитации».

 

Пуластья был властен над своим гневом, поэтому, не говоря ни слова, он поднялся и отправился прочь. Через несколько дней Рангавидьядхара заметил, что мудреца нет на прежнем месте, а спустя еще некоторое время он обнаружил, что Пуластья устроил себе обитель в другой части леса.

 

Гандхарв захотел сыграть шутку с мудрецом. Он принял облик кабана и пришел в обитель Пуластьи. Он взрывал землю копытами и толкал мудреца своими клыками. Сначала Пуластья не обращал внимания на все эти беспокойства – он решил, что нужно простить кабана, поскольку тот был всего лишь диким животным. Но вскоре мудрец заметил, что кабан является никем иным как гандхарвом. Тогда он проклял Рангавидьядхару на то, что тот родится кабаном.

 

Увидев, что случилось, гандхарв отправился к Индре и рассказал ему о своей беде.

 

«Пожалуйста, помоги мне, -- умолял он царя богов, -- ведь я сделал это ради тебя. Мудрец медитировал, и, безусловно, он достигнет огромного могущества, когда завершит свою аскезу. Я пытался помешать ему, ибо кто знает, не будет ли он потом стремиться к положению Индры?»

 

«Я не могу ничего поделать с проклятием мудреца, -- ответил Индра. – Но я могу смягчить последствия проклятия: когда тебя, как кабана, убьет царь Икшваку, ты станешь гандхарвом снова.

 

«Пожалуйста, расскажи мне теперь твою историю», -- попросила царица Судева.

 

 

История самки кабана

 

Некогда существовал город Шрипура, и в нем жил брахман по имени Васудатта. У Васудатты была дочь по имени Судева. (Примечание: Судеву, дочь брахмана, не следует путать с Судевой, женой царя Икшваку.) Васудатта был праведным брахманом – он изучал Веды и выполнял надлежащие обряды. Единственным его недостатком был тот, что он привязался к своей дочери слишком сильно. Когда Судева выросла, Васудатта не старался выдать ее замуж. Много брахманов приходило просить руки Судевы, но Васудатта отказал им всем.

 

«Что ты делаешь? – спрашивала мать Судевы у своего мужа. – Почему не выдаешь нашу дочь замуж?»

 

«Я ищу брахмана, который, женившись на Судеве, будет жить в одном доме с нами, -- отвечал Васудатта. – Я люблю Судеву так сильно, что не перенесу, если она уйдет жить в дом своего мужа. Муж Судевы должен жить после свадьбы в нашем доме».

 

По прошествии некоторого времени брахман по имени Шивашарма посетил Васудатту. Шивашарма был весьма сведущим в писаниях. У него не было родителей, и единственными родственниками были четверо его братьев. Васудатта удостоверился в том, что Шивашарма не отвергает мысль о браке с Судевой и не возражает против того, чтобы жить в доме с Васудаттой. Так состоялась свадьба.

 

К несчастью, Судева была избалована чрезмерной отцовской любовью. Ее не научили почитать и слушаться своего мужа. Ее отец Васудатта был богатым, но Шивашарма был беден. По этой причине она относилась к мужу презрительно и осыпала его оскорблениями. Но из-за любви к Судеве Шивашарма терпел все это. Когда же сносить обиды стало уже невозможным, он оставил дом, не сказав никому, куда уходит.

 

«Это великая беда, -- сказал Васудатта своей жене после ухода Шивашармы. – У нас был желанный зять, а теперь он оставил нас, потому что наша дочь плохо обходилась с ним. Это ужасно. Я собираюсь выгнать Судеву прочь из дома».

 

«Едва ли это справедливо, -- ответила жена Васудатте. – Ведь это ты избаловал дочь чрезмерной любовью. Говорят, что первые пять лет ребенка надо воспитывать с нежностью, но после этого наступает время прута. Если ты щадишь его от прута, ребенок будет избалованным. Говорится также, что дочь должна оставаться в доме отца до восьми лет. После этого наступает время выдавать ее замуж. И она должна непременно уйти и жить с мужем. Дочь и зять не должны жить в отцовском доме. Разве ты не знаешь историю Уграсены?»

 

Уграсена и Падмавати

 

Царь Уграсена правил в городе Матхуре, а царем Видарбхи тогда был Сатьякету, имевший дочь по имени Падмавати. Падмавати сочеталась браком с Уграсеной.

 

Уграсена был предан Падмавати и очень любил ее. Но Падмавати не отвечала взаимностью на любовь царя. В сравнении с Сатьякету Уграсена не был столь богат, и Падмавати постоянно отмечала это различие.

 

По прошествии нескольких лет Сатьякету попросил Уграсену послать Падмавати в отцовский дом, поскольку он не видел дочь долгое время. Хотя Уграсена не был склонен расставаться с женой, он все же согласился, и Падмавати отправилась навестить отца.

 

Удобства и роскошь отцовского дома вскружили голову Падмавати, и она не захотела возвращаться в дом мужа.

 

Пеподалеку от столицы Сатьякету была гора, куда однажды пошла на прогулку Падмавати. У Куберы, бога богатств, был друг по имени Говила. Случилось так, что в это время Говила пролетал рядом на своей летающей колеснице (вимане), и увидел Падмавати. Падмавати была так красива, что Говила сразу же почувствовал любовь к ней. Благодаря своему могуществу Говила понял, что эта очаровательная женщина является женой царя Уграсены, и, следовательно, не сможет выйти замуж за Говилу. Тогда он решил прибегнуть к уловке. Он принял облик Уграсены и предстал перед Падмавати, а Падмавати не смогла понять, что на самом деле это не царь Уграсена. Она приветствовала Говилу, принимая его за своего мужа. Говила очаровал ее своими песнями. Сначала Падмавати удивлялась этому, но потом подумала, что просто ее муж приобрел новые таланты.

 

Так Падмавати и Говила прожили вместе какое-то время. Постепенно Падмавати поняла, что тот, кто живет с ней, вовсе не царь Уграсена.

 

«Кто ты и почему обманул меня подобным образом? -- спросила Падмавати, -- Ведь ты не мой муж». «Да, это так, -- отвечал Говила, -- но почему ты так беспокоишься? Я Говила, друг бога Куберы. Я бы не обманул тебя, если бы не понял, что ты не любишь своего мужа. Разве ты покинула бы мужа, если любила его? Только ты одна виновата в том, что случилось».

 

Сказав так, Говила оставил Падмавати, которая была крайне подавлена. Она вернулась к царю Уграсене в Матхуру. Царь с радостью приветствовал возвращение своей жены домой. По прошествии десяти лет у Падмавати родился сын, однако он был сыном не Уграсены, а Говилы. Этим ужасным сыном был Камса, которого впоследствии убил Кришна.

 

 

 

Рассказав эту историю, жена Васудатты посоветовала мужу отослать Судеву, поскольку не имело смысла оставлять такую неправедную дочь дома. Васудатта сказал Судеве: «Это из-за тебя нас оставил мой зять Шивашарма. Отправляйся к своему мужу. Ты больше не останешься в моем доме. А если ты не найдешь его, то иди куда знаешь».

 

Судева поняла, что не сможет остановиться у кого-либо, ведь люди избегают ее. Никто не хотел иметь дело с женой, заставившей мужа покинуть ее. «Грешница идет!» -- кричали люди и убегали прочь.

 

Так Судева странствовала от одного царства к другому. Она была бедна и нищенствовала, пытаясь прожить как могла. Через какое-то время она достигла города Ванаштхалы в царстве Соураштры. С чашей для милостыни в руке она бродила по городу, прося подаяние. Вскоре она подошла к роскошному дому с высокими стенами, который, несомненно, принадлежал кому-то чрезвычайно богатому.

 

«Я так голодна, пожалуйста, подайте мне милостыню», -- просила Судева. Хозяин дома вышел, услышав эти слова. Он позвал свою жену, которую звали Мангала: «Какая-то женщина просит пищи возле нашего дома. Мангала, пожалуйста, выйди и дай какой-нибудь пищи ей».

 

Мангала угостила Судеву множеством прекрасных кушаний, предложила ей сладости. Пока она ела, хозяин дома расспрашивал ее: «Кто ты? Почему путешествуешь одна и почему находишься в таком ужасном состоянии?»

 

Когда Судева услышала голос хозяина дома во второй раз, она поняла, что он -- никто иной, как ее муж Шивашарма. Она не могла ответить и поднять голову от стыда. «Почему эта женщина не отвечает? – спрашивала Мангала своего мужа, -- И почему не взглянет тебе в лицо?»

 

«Я поведаю тебе причину, -- ответил Шивашарма, -- потому что я узнал сейчас эту женщину. Ее зовут Судева, она дочь Васудатты. Она моя жена. Должно быть, она пришла сюда в поисках меня – пожалуйста, прими ее хорошо».

 

Судева была удивлена, услышав эти слова. Она не ожидала, что будет так радушно принята мужем. Мангала также выказала чрезвычайное гостеприимство. Раскаяние за прошлые ошибки теперь овладело Судевой, и сознание этих грехов было столь тяжело для Судевы, что из-за этих страданий она умерла.

 

Когда Судева умерла, слуги бога Ямы предстали перед ней и связали ее, а затем повлекли к Яме. Яма назначает наказания за грехи, и грехи Судевы были действительно тяжелы.

 

Ей предстояло пройти различные страдания ада: иногда ее тело рассекали оружием, иногда варили в кипящем масле. Когда по приговору время ее адских мучений подошло к концу, Судева родилась вновь. Но она родилась как муравей, а когда муравей умер, последовательно рождалась как различные насекомые и животные, а в конце приняла рождение как самка кабана.

 

***

 

«Теперь ты знаешь мою историю, -- сказала кабаниха царице Судеве, -- пожалуйста, сделай что-нибудь для меня, потому что я не могу больше выносить страдания. Ты женщина, которая предана своему мужу, и должна была накопить, поэтому, множество заслуг. Царь Икшваку подобен самому Господу Вишну, а ты подобна его супруге богине Лакшми. Пожалуйста, сделай что-нибудь для меня».

 

«Я дарую тебе ту заслугу, которую я обрела в течение одного года», -- ответила царица.

 

Так скоро, как эти слова были произнесены, самка кабана приняла форму необыкновенно прекрасной женщины, одетой в красивые одежды с чудесными украшениями. Удивительная колесница опустилась за ней и забрала ее на небеса.

 

***

 

Сукала удивила своих друзей такой удивительной историей.

 

Вскоре весть об особой преданности Сукалы своему мужу разнеслась далеко по округе. Сукала стала известной не только среди людей, но даже среди богов.

 

Индра, царь богов, решил проверить преданность Сукалы. Он направил посланника к Сукале.

 

«Ты напрасно тратишь свое время, -- сказал посланник Сукале. – Твой муж ушел три года назад. Ты думаешь, что он отправился в паломничество по святым местам, но на самом деле он просто оставил тебя. Почему ты напрасно теряешь свою молодость, проводя время в бесплодном ожидании? Лучше выходи замуж за моего господина».

 

«Кто твой господин? – спросила Сукала. – Попроси его встретиться со мной».

 

Индра предстал перед Сукалой во всей своей славе и с пышностью. Он думал, что его великолепие заставит Сукалу выйти за него замуж, но она отвергла все его предложения. Она не только не вышла замуж за Индру, но и заставила царя богов выслушать длинную речь об обязанностях верных жен.

 

Между тем паломничество Крикалы подошло к концу, и он находился на пути домой.

 

Внезапно божественный голос обратился к нему: «Крикала, -- сказал голос, -- все твои попытки обрести заслуги были напрасными. Своим паломничеством ты просто угождал своему самолюбию. Твои предки будут по-прежнему оставаться в аду».

 

«Но почему должно быть так? – спросил Крикала. -- Почему мое посещение священных мест оказалось тщетным?»

 

«Все это потому, -- отвечал голос, -- что ты не взял с собой свою жену. Преданная жена должна принимать участие во всех начинаниях мужа. С одной стороны, ты не обрел заслуг в священных местах, а с другой -- дом преданной жены превосходит все священные места, взятые вместе. Почему ты оставил свою жену дома? Было ли правильным поступать так?»

 

Услышав эти слова, Крикала заторопился домой. И вскоре муж и жена, радостные, обняли друг друга. Затем они совместно провели особый религиозный обряд, благодаря которому предки Крикалы смогли спастись из ада.

 

Также прибыл Индра, чтобы благословить эту пару.

 

«Я старался соблазнить Сукалу, предлагая ей замужество, но был неудачлив, -- сказал он Крикале. – Благословенна твоя жена! Я хочу даровать вам обоим награду».

 

«Пожалуйста, даруй нам благословение никогда не сбиваться с пути праведности, -- попросила супружеская пара. – Пусть мы всегда будем преданы богам и мудрецам».

 

Это благословение было даровано. Место, где жили Сукала и Крикала, стало известным священным местом, и сейчас его знают под именем Наритиртха.

 

 

Царь Притху История Пиппалы
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту