Реклама
Испытание сыновей Шивашармы

Предисловие

Пураны – это священные тексты индуистской традиции, составленные сотни и тысячи лет назад. Наряду с двумя великими эпосами – «Рамаяной» и «Махабхаратой», они относятся к разделу итихас (истории, «то, что было»). Термин же «Пурана» принято переводить как «древнее предание», «запись древних событий». Согласно самим священным писаниям, в древние времена Веда (то есть, совершенное, полное знание) передавалась через устную традицию. По прошествии многих мировых эпох, учитывая значительный объем Веды, а также неспособность большинства людей к ее полному изучению, древний мудрец Вьяса разделил Веду на несколько основных частей и составил прообраз писаний, известных ныне как четыре «Веды». Помимо Вед, Вьяса считается автором «Махабхараты», главных Пуран и «Веданта Сутры (Брахма Сутры)». Его редакция Вед, изложение Пуран и сочинение «Веданта Сутры» стали основой множества различных философских и религиозных учений Индии. Кроме того, сама личность Вьясы рассматривается рядом писаний как обладающая несомненно божественной природой, и некоторые тексты говорят о нем как о воплощении Ишвары (Изначального Бога) на земле из сострадания к людям.

 

Пураны с основными их историями были известны еще в ведийские времена, в частности о них упоминают «Атхарва Веда», «Шатапатха Брахмана», «Гопатха Брахмана», «Тайттирья Араньяка». «Чхандогья Упанишад» говорит о Пуранах и итихасах как о «пятой Веде», подчеркивая их значимость среди священных писаний вообще. Естественно, что Пураны, впоследствии оформленные как тексты, не могли не претерпевать с течением веков некоторых изменений и не приобретать более поздних вставок (которые принято называть интерполяциями). Также принято считать, что Вьяса не записывал каждую из основных Пуран отдельно, а изложил одну первоначальную Пурану, известную как Пурана самхита. Этим отчасти объясняется тот факт, что один и тот же сюжет может варьироваться (часто весьма значительно) в различных Пуранах. Известное изречение «Веда боится малосведущего» можно отнести и к случаям такого рода вариаций, способных сбить с толку малоподготовленного последователя духовных практик.

 

Традиционно принято рассматривать восемнадцать главных Пуран (Махапуран). К их числу обычно относятся: 1) «Брахма Пурана», 2) «Падма Пурана», 3) «Вишну Пурана», 4) «Шива Пурана», 5) «Бхагавата Пурана», 6) «Нарада Пурана», 7) «Маркандейя Пурана», 8) «Агни Пурана», 9) «Бхавишья Пурана», 10) «Брахмавайварта Пурана», 11) «Линга Пурана», 12) «Вараха Пурана», 13) «Сканда Пурана», 14) «Вамана Пурана», 15) «Курма Пурана», 16) «Матсья Пурана», 17) «Гаруда Пурана», 18) «Брахманда Пурана». Также существует достаточно значительное число дополнительных Пуран (Упапуран). Сами Пураны говорят о принадлежности к категории главных Пуран при наличии пяти основных характеристик или предметов обсуждения, а именно: описание творения Вселенной (сарга), описание периодических процессов разрушения и воссоздания Вселенной (висарга), описание различных эпох (манвантара), история солнечной и лунной династий (сурья вамша и чандра вамша) и царские генеалогии (вамшанучарита). Можно обнаружить и другое число критериев, необходимых для того, чтобы текст был признан Махапураной. Так, например, в «Бхагавата Пуране» (12.7) говорится: «Сведущие в этом вопросе мудрецы понимают Пурану как произведение, повествующее о десяти темах: тонкое творение (сарга), грубое творение (висарга), поддержание Вселенной (вритти), защита Вселенной (ракша), причина кармы (хету), правление различных Ману (антара), династии великих царей (вамша), деяния Господа и царей (вамшанучарита), уничтожение (самстха) и высшее прибежище (апашрайя)».

 

Также принято деление Пуран на раджасика-, тамасика- и саттвика-категории. Тексты, уделяющие особое внимание вопросам творения и особо прославляющие Господа Брахму (Творца) относятся к категории раджасика Пуран. Тексты, повествующие особенно подробно о Господе Шиве и его славе, относят к Пуранам вида тамасика. Писания, в которых сообщаются различные подробности о всевозможных воплощениях Господа Вишну и он прославляется больше, называются саттвика Пуранами. «Падма Пурана» принадлежит, согласно такой классификации, к типу саттвика. Другими Пуранами этого типа являются «Вишну Пурана», «Нарада Пурана», «Бхагавата Пурана», «Гаруда Пурана» и «Вараха Пурана».

 

Согласно ведическому делению времени, существует четыре эпохи (юги): сатья (или крита), трета, двапара и кали. Человечество, двигаясь во времени от своего «золотого века» к эпохе упадка и деградации, склонно постепенно оставлять путь праведности и следовать злу. Вернуть его к праведному образу жизни и истинной религии призваны, в числе прочих средств, священные писания, обозначаемые как ведические (то есть несущие истинные знания Вед), или сами Веды. Но такие писания на определенном этапе истории могут оказаться слишком абстрактными и доступными лишь сравнительно небольшому кругу людей. Можно сказать, что они нуждаются в некоторой корректировке, необходимость в которой связывается со сменой значительных мировых эпох. Поэтому существует потребность в личности, которая бы могла разделить ведическое знание на различные области и сделать его более доступным людям, особенно в эпоху кали (нынешнее время). Такой личностью является Вьяса (буквально «Разделитель»), которого также называют Ведавьяса (то есть, «Разделитель Вед») или Вьясадева («Божественный Вьяса).

 

Один день в мире Брахмы, находящемся за пределами трех (небесного, подземного и промежуточного) миров, продолжается тысячу циклов из четырех юг, и столько же длится ночь Брахмы, в течение которой Творец Вселенной погружен в сон. В конце дня Брахмы творение уничтожается (кроме миров Сатья, Джана, Брахма и Махар), а в начале дня Брахмы оно создается вновь. 360 лет по исчислению людей (то есть солнечных лет) составляют 1 божественный год, а 12 000 божественных лет образуют одну махаюгу. 1000 махаюг составляют 1 день Брахмы, равный по длительности ночи Брахмы, или одну кальпу. В течение одного дня Брахмы царствуют 14 Ману, которые являются прародителями. Одна манвантара (период Ману), таким образом, составляет 1/14 дня Брахмы. После уничтожения каждого Ману приходит следующий Ману вместе со своими потомками, правящими различными мирами. Семь вселенских мудрецов, боги, такие как Индра и другие, небесные жители и прочие существа появляются каждый раз вместе с Ману. Также в каждой манвантаре приходит и Вьяса.

 

К нынешнему времени прошло двадцать восемь двапара юг, и существовало, соответственно, двадцать восемь Вьяс. Последний, двадцать восьмой, в этой линии Вьяса был сыном Сатьявати и великого мудреца Парашары. Имя Вьясы, полученное при рождении, было Кришна Двайпайяна (слово кришна означает «темного цвета», а двайпайяна – «островитянин»).

 

Считается, что каждая из главных Пуран соответствует определенной кальпе, и этот факт также может послужить объяснением различиям сюжетных линий в историях Пуран. Заканчивая краткий обзор делений времени, следует отметить, что наше время протекает в период двадцать восьмой кали юги седьмой манвантары кальпы Варахи (то есть первой кальпы) второй половины жизни Брахмы.

 

Мудрец Вьяса имел шестерых учеников, которые почитаются как шесть учителей Пуран. Один из них, мудрец Ломахаршана (Ромахаршана) ведет рассказ «Падма Пураны» в собрании мудрецов, которые слушают ее с великим вниманием. Слушанию и декламации священных писаний в Индии всегда придавалось особое значение, и подчеркивалась важность восприятия текстов как для достижения светской образованности и мирского процветания, так и для духовного прогресса. Согласно традиционному делению процесса познания на семь основных стадий, начальные из них обязательно включают в себя регулярное изучение и произнесение священных текстов для достижения адхикары (компетенции, пригодности) в последующих стадиях. В признании важности священных писаний сходились даже противоположные школы философии, религии и йоги.

 

Махапураны имеют различный объем – самая короткая, «Маркандейя Пурана», содержит 9 000 шлок (стихов), а самая большая, «Сканда Пурана», насчитывает 81 000 шлок. «Падма Пурана» является второй по величине Махапураной и излагается в пятидесяти пяти тысячах шлок.

 

Вне всякого сомнения, это великое писание заслуживает полного перевода на русский язык. Но в данный момент времени, к сожалению, его пока не существует и, по техническим причинам, невозможен даже достаточно подробный его пересказ. Поэтому наше издание содержит только краткий пересказ избранных историй «Падма Пураны», которые, мы надеемся, вызовут интерес читателей, даже, несмотря на предельную сжатость изложения. Пусть истории, дошедшие к нам из глубины веков и служащие надежным руководством в поисках Истины, не оставят равнодушным современного человека и будут являться для него источником вдохновения и обретения сил.

 

Издатели

(Некоммерческое издательство "Дасван", 2006 г)

Испытание сыновей Шивашармы
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту