Глава четырнадцатая. ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕНИЕ ВАСИШТХИ | ПРИМЕЧАНИЯ, СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, БИБЛИОГРАФИЯ, ОБ АВТОРЕ |
Глава пятнадцатая. ЦАРЬ НИМИ СТАНОВИТСЯ БЕСТЕЛЕСНЫМ
Джанамеджая сказал: Об обретении Васиштхой тела рассказано тобой, А как себе нашел другое тело Ними-[царь], поведай мне! (1) Вьяса сказал: Васиштха лишь обрел вновь тело, Но не Ними вследствие проклятья. (2) Когда Васиштха на него проклятье наложил, тогда те брахманы на жертвоприношенье, Что были избраны царем жрецами, в раздумья погрузились: (3) «Что делать нам? Ведь вышло все наоборот Помимо нашей воли, по воле Рока, что неотвратим, бессильны мы препятствовать ему!» (5) При помощи многообразных мантр жизнь в теле Едва дышавшего [царя], великого душою, стали поддерживать они. (6) Снова и снова они воздавали ему почести, [поднося] различные благовония и гирлянды, И благодаря силе мантр тело сохранилось в целости. (7) Когда жертвоприношение завершилось, все боги туда явились, Восхваляемы жрецами были все они, о государь. (8) Им сообщили мудрецы о том, что случилось, гимны вознося, и боги обратились к угасавшему [царю]: «Мы благосклонны, о земли владыка, дар избери, о давший благой обет! (9) Жертвоприношеньем этим, о царь-мудрец, ты лучшее рожденье заслужил, Тело бога иль человека, какое в сердце ты желаешь. (10) Возгордившись, пурохита твой в мире Смерти пребывает». После этих слов [царь] Ними, от которого дыханье лишь осталось, став довольным, им отвечал: (11) «Нет у меня стремленья к телу, ведь гибели подвержено оно. Да будут очи всех существ обителью моей, о боги! (12) Пусть в очи всех существ, став ветром, я войду!» После этих слов царя, от которого дыханье лишь осталось, ему ответствовали боги: (13) «Проси об этом, о великий царь, Владычицу вселенскую, благую Деви. Довольная твоим жертвоприношеньем, желанное она преподнесет!» (14) И по совету небожителей он просьбу обратил к Богине, Разнообразные божественные гимны взволнованно читая, почтения исполнен. (15) Довольной став, предстала пред его очами Деви, Красою осиянная, в обличье лучезарном, словно мириады Солнц. (16) При виде ее возрадовались все и удачливыми себя в сердце посчитали. Когда благосклонной стала Богиня, царь дар избрал, о государь: (17) «Знание чистое мне даруй, благодаря которому освобожденье достижимо. В очах всех существ да будет моим пребыванье!» (18) Тогда благосклонная Владычица богов молвила, Матерь мира: «Знание чистое да будет твоим, как истощится прарабдха-[карма]. (19) В очах всех существ будешь ты пребывать, И благодаря этому моргать будут очи воплощенных. (20) Оттого что ты будешь жить [в очах их], будут моргать и люди и звери И птицы, лишь боги морганью не подвержены будут168». (21) Преподнеся ему дар, Святая Богиня К мудрецам обратилась и тут же исчезла оттуда169. (22) После того как Деви исчезла, мудрецы там остались И, пораздумав, взяли тело Ними [для сожженья]. (23) Дощечки для добыванья огня на него положив, они их потерли, читая мантры, Дабы из зажженного огня сын родился у Ними, великого духом. (24) И когда они стали тереть дощечки, то сын явился, Всеми благими признаками отмеченный, воочию, второй Ними. (25) Появившись на свет от тренья дощечек, [без матери], он имя «Митхи» получил170, А оттого что от отца одного родился, Джанакой стал зваться он171. (26) Бестелесным Ними стал, и оттого в его роду Рожденные цари известны как «видехи»172. (27) Так царь, сын Ними, прославлен был как Джанака173. На бреге Ганги чудесный город был воздвигнут им, (28) Как Митхила известный, окруженный воротами и башнями, Изобилующий богатством и зерном, где много было рынков и палат прекрасных. (29) Цари, его потомки, как Джанаки известны А также как Видехи, владеющие знаньем. (30) Итак, сказанье превосходное о том, как Ними-царь Вследствие проклятия стал бестелесным, поведано подробно мною. (31) Царь сказал: О Бхагаван, ты рассказал о причине проклятия Ними, Но в итоге сомнение посетило мой нестойкий ум. (32) Как мог на брахмана Васиштху, самого лучшего, царского пурохиту, Мудреца и сына Лотосорожденного, царь проклятие наложить? (33) Отчего, зная, что он брахман и гуру, Ними не проявил терпение, Совершая святой жертвенный обряд и попав под власть гнева? (34) Каким образом, обладая знанием о дхарме, сын Икшваку, Одолеваемый негодованьем, проклятье наложил на брахмана и гуру [своего]? (35) Вьяса сказал: Редко встречается терпение, о государь, у существ, что собой не владеют, Редок в мире тот, кто сдержанность может проявить. (36) Пусть мудрец и подвижник от всех привязанностей освободится, Сон и голод преодолеет и в упражненья йоги погрузится. (37) Но похоть, гнев, алчность и самость – четвертое – Трудно ему распознать, пребывающих в теле врагов. (38) Не было в бренном мире, нынче нет И не будет человека, кто бы этих врагов одолел. (39) Ни на небесах, ни на земле, ни в мире Брахмы, ни в обители Хари, Ни на Кайласе, нету такого, кто бы этих супостатов низверг. (40) Мудрецы, сыны Брахмы, и прочие, средь подвижников наипервейшие, Даже они уязвимы для трех гун, что ж говорить о людях земных? (41) Капила, знаток санкхьи, погруженный в упражнения йоги, чистый [душой], Даже он по воле Судьбы сынов Сагары испепелил174. (42) Поэтому, о государь, из самости возникли три мира, И из-за того, что связаны они как причина и следствие, кто может быть свободным от нее? (43) Три гуны наполняют Брахму, Вишну и Шанкару, И то одно, то другое состоянье телами их овладевает. (44) Что ж говорить о людях? Невозможно, чтоб только саттва пребывала в них. Повсюду можно видеть трех гун соединенье. (45) Иногда преобладает саттва, иногда – раджас, И также тамас иногда главенствует175. (46) Лишь Высшего духа не касаются гуны, незапятнанного, непреходящего, Непостижимого для всех существ, неизмеримого и вечного. (47) И также Высшая Шакти, гунами не затрагиваемая, воплощение Брахмана, Непостижимая для тех, чей разум слаб, во всех существах пребывает. (48) Высший дух и Шакти в единстве Нераздельном [пребывают], постигнув их природу, от всех грехов очиститься возможно176. (49) Благодаря знанию этого освобождение обретается, - таково заключение веданты, Кто знает это, тот освобожден в этом бренном мире, состоящем из трех гун. (50) Знание бывает двух видов: первое имеет своим источником звук, А второе происходит из постижения сути Вед и шастр посредством разума177. (51) Но много сомнений здесь является, созданных разумом, Одни из них порождаются плохими суждениями, а другие – хорошими. Сомнения эти в заблуждения ввергают, а заблуждения разум ослабляют. Когда разум слаб, то и знание теряют существа, как известно. Второй вид знания, именуемый «анубхавой», трудно обрести178, (52) Но благодаря общению с мудрым человеком можно его получить. Благодаря услышанному знанию успеха в делах не бывает, о потомок Бхараты! (53) И поэтому из него сверхчеловеческое179 знание «анубхава» произойти не может. Внутреннюю тьму рассеять услышанное знание не в состоянии, (54) Также как разговоры о светильнике [обычную] тьму не рассеивают. [Хорошее] деяние то, что не заключает в узы, и [подлинное] знание то, что [ведет] к освобождению. (55) Прочие деяния лишь связаны с тяготами, и иное знание [помогает стать] искусным мастером. Добронравие, благосклонность к другим [существам], негневливость, терпение, стойкость, (56) Удовлетворенность – таковы блистательные плоды этого знания. Без знания, подвижничества и йогических упражнений, о владыка земли, (57) Похоть и прочих врагов не изничтожить. Подвижен ум по своей природе, и трудно его сдержать. Находящиеся в его власти живые существа бывают трех видов180 в тройственной вселенной, И похоть, и гнев из ума происходят, (58) Но не появляются они, если обуздан ум. Поэтому Ними, о государь, простить мудреца [Васиштху] не смог, (59) Как прежде Яяти простил Шукру, совершившего дурное деяние. Сын Бхригу наложил проклятие на Яяти, первого средь царей, (60) Но воздержался царь от ответного проклятья и с наступленьем старости смирился181. Некоторые цари бывают милосердны по природе, а некоторые – жестоки (61) Вследствие различия в их собственной природе, о государь, так кто же в чем виноват? Некогда хайхаи из алчности к богатству бхаргавов, бывших пурохитами, (62) До корня истребили, всех, сбитые с толку гневом, Запятнав себя грехом убиения брахмана. (63)
Так в шестой книге махапураны Девибхагавата заканчивается пятнадцатая глава, называющаяся «Царь Ними становится бестелесным»
|
Глава четырнадцатая. ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕНИЕ ВАСИШТХИ | ПРИМЕЧАНИЯ, СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, БИБЛИОГРАФИЯ, ОБ АВТОРЕ |