Глава вторая. ГИБЕЛЬ ВИШВАРУПЫ И РОЖДЕНИЕ ВРИТРЫ Глава четвертая. ВТОРАЯ БИТВА ВРИТРЫ С БОГАМИ

Глава третья. ПЕРВАЯ БИТВА ВРИТРЫ С БОГАМИ

Вьяса сказал:

После того как брахманы, сведущие в Ведах, совершили над ним свастьяяну25,

Могучий Вритра взошел на колесницу и выступил в поход, дабы лишить Шакру жизни. (1)

Тогда могучие ракшасы, прежде потерпевшие поражение от богов,

Явились к Вритре на службу, прознав о его мощи. (2)

Лазутчики Индры, увидев [войско], выступающее на битву,

Тотчас же вернулись и сообщили [своему повелителю] о случившемся и о деяниях того [Вритры]. (3)

Лазутчики сказали:

О господин! Сюда стремительно приближается твой недруг по имени Вритра,

Могучий, на колеснице восседающий. Тваштар породил его, (4)

Прибегнув к колдовству, на погибель тебе, снедаемый негодованием,

Опаляемый скорбью по сыну, и вот, неодолимый, сопутствующий ракшасам, (5)

Быстро приближается, огромный, как [горы] Меру или Мандара,

Жестокий, грозный вопль издавая, так приложи же усилие, [дабы остановить его], о великий участью. (6)

Между тем испуганные боги

Подступили и молвили Повелителю богов, слушавшему речь лазутчиков. (7)

Боги сказали:

О Магхаван! Дурные предзнаменования26 видны в домах Тридесяти [богов]27,

Многочисленные, вызывающие страх, с южного направления28 [слышны] крики. (8)

Вороны, коршуны, ястребы, цапли и другие птицы – предвестницы недоброго -

Издают отвратительные, хриплые звуки, сидя на крышах домов. (9)

«чИчИ кУчи», - такие звуки издают другие птицы.

Из глаз ездовых животных текут потоки слез. (10)

По ночам слышны громкие и истошные вопли ракшаси,

Рыдающих на крышах домов, о великий участью. (11)

Флаги падают на землю, хоть и нет ветра, о почтенный,

Зловещие знамения являются на небесах, на земле и в пространстве меж ними. (12)

Облаченные в черные одежды женщины бродят из дома в дом,

С безобразными лицами, и говорят: «Бросайте дома и уходите!» (13)

Ночью во сне спящим у себя дома женщинам

[Являются] ракшасы, которые вырывают у них волосы и пугают их. (14)

Происходят землетрясения, и метеоры [падают с неба],

И шакалы воют по ночам во дворах домов. (15)

Стаи хамелеонов наводняют дома,

Их члены дрожат, что является недобрым знаком. (16)

Вьяса сказал:

Услышал их речи Владыка богов, и тревога охватила его.

Призвав Брихаспати, стал вопрошать он его. (17)

Индра сказал:

Что это за зловещие предзнаменования,

Дуют порывистые ветры и падают звезды с небес? (18)

Всезнающ ты, о великий участью, и способен препятствия устранить,

Ты мудр, в науках сведущ, ты богов наставник. (19)

Сделай так, чтобы был мир, о знаток предписаний, и чтобы недруги повержены были.

Сверши же обряды, дабы невзгоды не постигли меня. (20)

Брихаспати сказал:

Что я могу поделать, о Тысячеокий, ведь дурное дело содеяно было тобой.

Умертвив безгрешного отшельника, какой еще плод [ты надеялся] заработать? (21)

Ужасные грехи, как и очень благочестивые поступки, плод свой приносят немедленно.

Тот, кто блага желает, должен действовать, прежде поразмыслив29. (22)

Никогда не следует совершать дела, причиняющие страдания другим.

Не достигнет счастья тот, кто другим утеснения чинит. (23)

Из-за заблуждения и алчности ты брахмана жизни лишил, о Шакра,

И вот тотчас же явился плод этого греха! (24)

Неуязвимым для богов стал тот Вритра.

В сопровождении асурических полчищ он приближается, чтобы лишить тебя жизни. (25)

Все виды божественного оружия, равные [по мощи] ваджре, о Васава,

Данные ему Тваштаром, взяв, он на подходе. (26)

Стремится сюда он, неодолимый и доблестный, стоя на колеснице,

Неся смерть, о Индра богов. Самому же ему смерть не грозит. (27)

Когда Владыка речи произносил эти слова, началась суматоха,

И гандхарвы, киннары, якши, мудрецы, богатые подвижническим пылом30, (28)

И боги, обители свои оставив, в бегство обратились.

Видя это великое чудо, Шакра, охваченный тревогой, (29)

Повелел слугам своим войско собирать:

«Приведите же васу, рудр, Ашвинов и Творца дня, (30)

Пушана, Бхагу, Вайю, Куберу, Варуну и Яму,

На воздушные колесницы пусть препоясав чресла взойдут лучшие из богов (31)

И пребудут поскорее, ибо близок враг!»

Издав такое повеление, Владыка богов взошел на первого средь слонов31 (32)

И, поставив Брихаспати перед собой, вышел из собственных покоев.

Также и Три десятка, взойдя каждый на свое ездовое животное, (33)

Устремивши мысли к битве, выступили с оружием в руках.

Вритра же в сопровождении данавов достиг расположенной на северном [берегу озера] Манаса (34)

На горе чудесной обители богов, украшаемой деревьями.

Тогда Индра, подступив туда, вступил с ним в бой к северу от Манасы (35)

На горе вместе с [войском] богов и имея пред собой Брихаспати.

Жестокое сражение случилось там у Васавы с Вритрой, (36)

[Ведшееся] палицами, мечами, железными дубинами, петлями, стрелами, дротиками и секирами.

Сто лет по человеческому счету32 продолжалась эта битва, (37)

Вызывающая страх у людей и риши, владеющих собой.

Первым не выдержал Варуна, а за ним Вайю, (38)

Яма, Вибхавасу и все прочие бежали с поля брани.

Видя, что боги во главе с Индрой обратились в бегство, (39)

Вритра отправился к находящемуся в обители отцу, охваченному радостью.

Склонившись он молвил Тваштару: «Исполнено мною повеление твое. (40)

Боги во главе с Индрой были побеждены в битве

И бежали в свои собственные обители, словно антилопы или слоны, [преследуемые] львом. (41)

Пешим мчался прочь Индра, и моей добычей стал лучший из слонов Айравата, о бхагаван, возьми же его себе. (42)

Не стал я лишать их жизни, поскольку не подобает убиение охваченного страхом33.

Дай же теперь новое повеление, отче, какое еще твое желание мне исполнить? (43)

Все боги обратились в бегство, терзаемые страхом и изможденные усталостью.

Даже Индра, бросив Айравату, в страхе бежал прочь. (44)

Вьяса сказал:

Выслушав сыновьи слова, отвечал ликующий Тваштар:

«Теперь могу сказать по-настоящему, что сын есть у меня, и не напрасна эта жизнь моя. (45)

Ты мне подарил покой, о сын, ушла боль из сердца моего,

И беспечным оно стало при виде твоей изумительной мощи. (46)

Слушай же, что я скажу, о сын, на благо себе внимай,

Заняв устойчивую позу, усердно верши подвижничество, о великий участью! (47)

Доверия никому не оказывай, ведь Пакашасана,

Недруг твой, вероломен и раздоры любит сеять. (48)

Подвижничеством обретаются богатство и царство величайшее.

Благодаря подвижничеству приходят сила, разум и победа в битве. (49)

Почитая бога Друхину и обретя превосходный дар,

Уничтожь злодея Шакру, повинного в убиении брахмана. (50)

Усердно, пребывая в покое, поклоняйся приносящему благо Творцу,

И желанный дар, будучи довольным, преподнесет Четырехликий. (51)

Удовлетворив являющегося источником мироздания Брахму, неизмеримомощного,

И обретя бессмертие, срази Шакру, содеявшего грех. (53)

Мое сердце наполнено враждой к нему, о сын, из того, что он лишил жизни моего [первого] сына,

Не нахожу себе покоя я, и спать спокойно не могу, (53)

Оттого что мой сын, безгрешный подвижник, был умерщвлен этим злодеем.

Мне счастья нет, о Вритра, спаси же меня, горемычного! (54)

Вьяса сказал:

Выслушав слова отца, Вритра, обуянный негодованием,

Получил от него позволение и радостно отправился вершить подвижничество. (55)

Достигнув Гандхамаданы и в святых и благих [водах] Девадхуни

Совершив омовение, изготовил он сидение из [травы] куша34 и воссел на нем в устойчивой позе. (56)

Пренебрегая пищей и питьем, он предавался упражнениям йоги,

Созерцая Творца вселенной, он сидел недвижимо. (57)

Магхаван, прознав, что он вершит подвижничество, был встревожен этим.

Пакашасана, дабы чинить ему препятствия, подсылал гандхарвов, (58)

Якшей, паннагов, змей, киннаров,

Видьядхаров и апсар, многочисленных посланцев богов, обладающих

неизмеримой мощью. (59)

Те чародеи прибегали к различным средствам, дабы подвижничество его нарушить,

Но был непоколебим в созерцании сын Тваштара, великий подвижник. (60)

 

Так в шестой книге махапураны Девибхагавата заканчивается третья

глава, называющаяся «Первая битва Вритры с богами»

 

 

 

 

Глава вторая. ГИБЕЛЬ ВИШВАРУПЫ И РОЖДЕНИЕ ВРИТРЫ Глава четвертая. ВТОРАЯ БИТВА ВРИТРЫ С БОГАМИ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту