Реклама
Глава тридцать первая. УБИЕНИЕ ШУМБХИ Глава тридцать третья. МУДРЕЦ СУМЕДХАС ВОЗГЛАШАЕТ ЦАРЮ И ВАЙШЬЕ ВЕЛИЧИЕ БОГИНИ

СКАЗАНИЕ О ЦАРЕ СУРАТХЕ И ВАЙШЬЕ САМАДХИ. Глава тридцать вторая. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЦАРЯ СУРАТХИ И ВАЙШЬИ САМАДХИ

Джанамеджая сказал:

Правдиво живописал ты величие Чандики, о мудрец.

Кто же прежде поклонялся ей в связи с тремя [ее] подвигами? (1)

Благосклонная, кому она преподносила дары, кто прежде обрел великий плод,

Почитая Богиню, дарующую желанное, расскажи, о океан сострадания! (2)

Изложи предписания относительно ее почитания, о брахман, правила [совершения] пуджи

И хомы подробно, о великий участью! (3)

Вьяса сказал:

Некогда, в манвантару Сварочиша царь по имени Суратха

Жил, благородный в высшей степени, защищающий своих подданных, (5)

Правдоречивый, деятельный, почитающий брахманов,

Преданный гуру, верный своей жене154, (6)

Щедрый податель даров, не любящий ссор, сведущий в военной науке.

В во время его правления царством млеччхи, обитающие на холмах, (7)

Стали его врагами. Собрав войско четырех родов,

Из слонов, конницы, колесниц и пехоты, они, распираемые гордыней, (8)

Явились губителями кола155, желая захватить землю.

Суратха, взяв войско, выступил против них. (9)

Грозная битва случилась у него с теми ужасными [врагами].

Войско млеччхов было небольшое, а войско царя значительное, (10)

Но тем не менее по воле судьбы ими в битве был побежден царь.

Потерпевший поражение, разгромленный, в свой город бежал он, окруженный надежно охраняемой стеной. (11)

Мудрый царь, сведущий в политике, стал размышлять,

Расстроенный, видя, что советники его переметнулись на сторону врага. (12)

«Заняв обширное место, окруженное рвом и стеною,

Следует ли выждать время или же лучше [вступить] в битву? (13)

Придворные, покорные воле врага, [хорошего] совета дать неспособны,

Так что же делать мне? - так владыка земли размышлял, - (14)

Когда-нибудь схватив меня, злодеи, находящиеся на стороне чужаков,

Неприятелям выдадут, и что же тогда будет? (15)

Нельзя оказывать доверия злонамеренным [людям],

Ведь чего только не совершат люди, во власти алчности пребывающие? (16)

Брата, отца, друга, благожелателя и родича,

Наставника и почтенного брахмана ненавидит охваченный алчностью человек. (17)

Поэтому я не должен доверять никоим образом

Грешным придворным, перешедшим на сторону врага». (18)

Так поразмыслив, царь, очень расстроенный,

В одиночестве сел на коня и выехал из города. (19)

Без спутников уйдя и укрывшись в густом лесу,

Мудрый стал раздумывать: «Куда податься мне теперь?» (20)

Зная, что на расстоянии трех йоджан расположен превосходный ашрам мудреца-

Подвижника Сумедхаса, владыка земли направился туда. (21)

[Ашрам] был окружен густым лесом из множества деревьев и омываем рекой,

Вокруг него бродили хищные звери, чуждые вражды156, и куковали кокили. (22)

Воздух был напоен звуком чтения [Вед, совершаемого] учениками, а кругом бегали сотни стад антилоп,

[Земля] ашрама был покрыта созревшим диким рисом и деревьями с прекрасными плодами и цветами. (23)

Благодаря запаху дыма от хомы он нес радость живым существам,

А благодаря звучания [чтения] Вед великолепием превосходил даже небеса. (24)

Увидев тот ашрам, царь очень обрадовался

И, оставив страх, погрузил свой разум в покой. (25)

Привязав коня к дереву, он пошел, исполненный смирения

И узрел того мудреца, восседающего в тени дерева сала (26)

На шкуре лани, умиротворенного, исхудавшего, но с прямой спиной.

Он наставлял учеников, объясняя им, смысл ведийских шастр, (27)

Свободный от гнева и жадности, преодолевший двойственность, чуждый зависти,

Черпающий радость в самопознании, правдоречивый, владеющий собой. (28)

Увидев его, царь пал на землю, подобно палке,

С очами, полными слез радости. (29)

«Поднимись! Поднимись! Благо [да будет] тебе!» - сказал тогда ему мудрец,

И ученик принес царю подушку из травы по слову учителя. (30)

Встав, царь сел на нее с его разрешения,

И Сумедхас предложил ему аргхью и падью в соответствии с предписаниями (31)

И стал расспрашивать: «Кто ты и откуда пришел и чем озабочен?

Поведай скрытую причину, если желаешь. (32)

Скажи, в чем цель твоего прихода, что делать ты замышляешь,

Я исполню желание твое, пусть даже и недостижимое». (33)

Царь сказал:

Я царь по имени Суратха, побежденный врагами.

Оставив царство, дом и супругу, я нашел у тебя прибежище. (34)

Как прикажешь ты, о брахман, так я, преданности исполненный,

И сделаю, нет иного защитника у меня на земле. (35)

Ужасный страх перед врагами [одолевает], вот и явился я в твое присутствие.

Так спаси же меня, о тигр среди мудрецов, любящий нашедших прибежище у тебя. (36)

Риши сказал:

Без боязни живи, о Индра царей, сюда твои недруги

Могучие не придут, несомненно, благодаря силе [моего] подвижничества157. (37)

Не причиняй вреда [животным], о лучший из царей, за счет даров леса

Живи одобряемых – дикого риса, плодов и кореньев158. (38)

Вьяса сказал:

Выслушав его слова, без страха тот царь

Стал жить в ашраме, питаясь плодами и кореньями и соблюдая чистоту. (39)

Однажды царь, укрывшись там в тени дерева,

Погрузился в размышление, терзаемый тревогою за свой дом: (40)

«Царство мое захвачено врагами-млеччхами, находящими удовольствие во

грехе,

И подданные угнетаемы теми злодеями, утратившими стыд. (41)

Обессилившие слоны и лошади лишены корма,

И нет в том сомнения, что враги причиняют им страдания. (42)

Все мои слуги, попав под власть неприятеля,

Стали терпеть лишения, прежде оберегаемые мною. (43)

Богатство мое, с таким трудом обретенное, предающимися злу чужаками

На азартные игры, хмельные напитки и блудниц будет промотано. (44)

Потратят казну на пороки злонамеренные

Млеччхи, а также мои придворные, достойным людям дары преподносить не привыкшие». (45)

Когда такою тревогою одолеваемый царь сидел у подножия дерева,

Тогда приблизился некий вайшья, также страдающий. (46)

Царь, увидев его перед собою, усадил его рядом

И стал его расспрашивать: «Кто ты и отчего пришел в лес? (47)

Кто ты и отчего несчастен ты, бледный, терзаемый горем,

Скажи же правду, о великий участью, ведь считают, что дружба после седьмого слова [возникает]159». (48)

Вьяса сказал:

Выслушав слова царя, ему отвечал лучший из вайшьев,

После того как сел и успокоился, посчитав, что встретился он с добрым человеком. (49)

Вайшья сказал:

Дружище, я вайшья по касте160, а зовут меня Самадхи.

Будучи богатым, следовавшим дхарме, правдоречивым и независимым, (50)

Я был изгнан неправедными женой и сыном, алчущими богатства.

Лживо утверждали они, что я нищий, и порвали узы труднорасторжимые,

Брошенный своею роднею, пришел я в лес. (51)

А кто ты, ты выглядишь счастливым, расскажи же о себе, о дорогой!

Царь сказал:

Я царь по имени Суратха. Дасью преследовали меня, (52)

И я бежал сюда, утративший царство и преданный придворными.

К счастью, ты повстречался здесь мне как друг, о лучший из вайшьев. (53)

В радости мы вдвоем будем отдыхать здесь в лесу из прекрасных деревьев,

Оставь же печаль, о премудрый, в здравии пребывай, о лучший из вайшьев. (54)

Здесь, если желаешь, в покое живи вместе со мной.

Вайшья сказал:

Семья моя, лишившись опоры, без меня будет переносить лишения,

Терзаемая заботами, недугами и унынием снедаемая. (55)

В доме жены счастье или же несчастье [царят, не знаю я].

Такою тревогою мучимый ум мой не находит покоя. (56)

Когда же я увижу сына, жену, дом и родню свою?

На сердце у меня неспокойно, о царь, тоски по дому полон я. (57)

Царь сказал:

Сыном и прочими [родичами] ты был изгнан, дурного поведения и глупыми,

Так как же, увидев их, ты счастье обретешь, о многомудрый? (58)

Лучше враг, приносящий пользу, нежели друзья, страдания причиняющие.

Поэтому, сердце непоколебимым сделав, отдыхай вместе со мною! (59)

Вайшья сказал:

Сердце мое не черствеет, о царь, терзаемое

Тревогою непреодолимою за семью, пусть и из злодеев [состоящую]. (60)

Царь сказал:

Равным образом и мне страдание, [утратою] царства порожденное, душу гнетет.

Так давай же мы оба спросим у умиротворенного мудреца о лекарстве, что от горестей исцелит. (61)

Вьяса сказал:

Приняв такое решение, царь и вайшья пошли

К мудрецу, исполненные смирения, дабы вопросить его о причине скорби. (62)

Придя и припав к стопам величайшего риши,

Умиротворенно восседающего, царь сам удобно сел и обрел покой. (63)

 

Так в пятой книге махапураны Девибхагавата заканчивается тридцать

вторая глава, называющаяся «Начало истории царя Суратхи и вайшьи Самадхи»

 

 

 

Глава тридцать первая. УБИЕНИЕ ШУМБХИ Глава тридцать третья. МУДРЕЦ СУМЕДХАС ВОЗГЛАШАЕТ ЦАРЮ И ВАЙШЬЕ ВЕЛИЧИЕ БОГИНИ
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту