КНИГА ПЯТАЯ. СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ШУМБХИ И НИШУМБХИ. Глава двадцать первая. ШУМБХА И НИШУМБХА ЗАХВАТЫВАЮТ ВЛАСТЬ НАД МИРОМ Глава двадцать третья. БОГИНЯ СООБЩАЕТ ПОСЛАНЦУ ШУМБХИ О СВОЕЙ КЛЯТВЕ

Глава двадцать вторая. БОГИ ПРОСЯТ ДЕВИ О ПОМОЩИ

Вьяса сказал:

Потерпели поражение все боги, и Шумбха стал управлять царством,

И так прошла тысяча лет, о лучший из царей. (1)

Утративши власть, погрузились тогда боги в заботу неодолимую,

И к наставнику, терзаемые горем, обратились с таким вопросом: (2)

«Что делать, о учитель, скажи, ведь всезнающ ты, о великий мудрец,

[Есть же] средство есть, о великий участью, от страдания избавиться. (3)

Есть тысячи действенных ведийских мантр19,

Отмеченных в сутрах, что желанные блага производят. (4)

Есть также различные жертвоприношения, все плоды желаемые дарующие,

Их соверши, о мудрец, ведь ты знаешь обряды эти. (5)

Обряд для истребления недругов, как в священных сказах20 описан он,

Соверши должным образом. Так, чтобы печаль оставила нас, (6)

О потомок Ангираса, к такому ты должен прибегнуть

К волшебству21 ради уничтожения данавов, насколько мудрость твоя тебе позволяет. (7)

Брихаспати сказал:

Все мантры, указанные в Ведах, приносят плоды лишь по воле Судьбы,

А не сами по себе, о Владыка богов! (8)

Вы сами господствующие божества мантр22, а горе одно вас постигло

По воле Времени, и что же могу я поделать? (9)

Индре, Агни, Варуне и остальным [богам] приносят жертвы на жертвенных обрядах,

А вы сами в трудное положение попали, так чем же жертвоприношения помочь смогут? (10)

Помимо воли произойдет то, что должно случиться, противоядия не существует,

Но следует прибегать к [какому-либо] средству, таков вывод ученых. (11)

«Могущественна Судьба», - говорят некоторые мудрецы.

«Судьба это вздор», - отвечают им сторонники [использования] средств. (12)

Судьба и [использование] средств – оба принимаются людьми в расчет,

Но только на судьбу не следует полагаться никогда23. (13)

Следует прибегнуть к [какому-либо] средству, поразмыслив собственным разумом,

Поэтому говорю вам всем после долгого размышления: (14)

Прежде Бхагавати, будучи удовлетворена, умертвила асура Махишу,

И, вами восхваляемая, Богиня преподнесла прекрасный дар: (15)

«Я буду уничтожать зло, постоянно вспоминаемая.

Всякий раз, когда вас, о владыки богов, несчастья, порожденные судьбою, (16)

Одолеют, тогда боги должны будут воскресить в памяти образ мой.

Когда вспомните обо мне, то я великие горести ваши отодвину24». (17)

Поэтому, отправившись в прекрасные горы Гималаи,

Да совершите вы с любовью поклонение Чандике25, (18)

Зная правила [повторения] Майя-биджи26, занятые ее пурашчараной.

Ведаю я, силою йоги Богиня станет милостивой. (19)

Конец несчастьям вашим предвидится, и нет в этом сомнения.

На тех горах Богиня постоянно пребывает27, так я слышал. (20)

Будучи восхваляемой и почитаемой, она тотчас же желанные блага дарует.

Высочайшее решение приняв, отправляйтесь вы в Гималаи, (21)

О боги, и все замыслы она ваши осуществит.

Вьяса сказал:

Выслушав его слова, боги удалились в горы (22)

Гималаи, о великий царь. Погруженные в созерцание Богини,

Майя-биджу постоянно сердцем повторяли они. (23)

Они совершали поклонение Махамайе, дарующей бесстрашие [своим] почитателям

И восхваляли ее с величайшей преданностью: (24)

«Поклонение [тебе], о Богиня, о царица вселенной, о владычица жизни, имеющая природу блаженства, радующая богов.

Поклонение [тебе], о губительница данавов, о дарующая многообразные блага людям, чья природа через преданность постигается. (25)

Нет числа твоим именам и ипостасям, и кто знает [их]28, о природу изначального божества имеющая?

И именно ты как сила во всех [существах] являешься, твари порождающая и уничтожающая. (26)

Ты память, ты стойкость, и ты же рост, старость, процветание, удовлетворенность,

Решительность, красота и мир, стезя, слава и мудрость, вселенной семя древнее29. (27)

Когда ты в своих воплощениях осуществляешь замысел богов30, им поклоняемся мы ради мира.

Терпение, йогический сон31, милосердие и размышление ты, во всех существах пребывающая в своих почитаемых обликах. (28)

Ранее ты исполнила замысел [наш]: был убит богов великий супротивник, ослепленный гордынею Хаяри32.

Сострадание твое неизменное ко всем богам, о Деви, в пуранах прославлено и в Ведах воспето33. (29)

Чего же удивительного в том, что мать сына своего с радостью оберегает и вскармливает.

Поэтому ты, о Родительница богов, окажи помощь делу нашему! (30)

Предела качествам твоим и образам, о Богиня, не ведаем мы, о всеми чтимая34.

Полагая, что заслуживаем мы жалости, нас от страхов защити, это сделать способная. (31)

Без пускания стрел, без кулачных ударов, без трезубцев, мечей, копий и палок

Врагов умертвить ты могуща. Ради развлечения и спасения мира игра [твоя]35. (32)

Об этом не ведают глупцы, но следствия без причины не бывает.

И мы делаем вывод: ты судия и творец этой вселенной. (33)

Нерожденный производит творение, Сукунда36 защищает, а Хара губит [мир] – так известно из пуран.

Но разве эти трое не порождены тобою в начале юги, ведь именно ты мироздания мать. (34)

Некогда эти трое поклонялись тебе, о Богиня, и ты даровала им грозную силу целиком37,

Ею наделенные, они создают, поддерживают и разрушают мир. (35)

Разве не слаб разум тех подвижников, разве не глупы они, что не находят прибежище у Матери вселенной,

Высшего Знания, дарующей все желанные плоды и освобождение, чьи стопы почитаемы множеством богов. (36)

Те вайшнавы, пашупаты и сауры являются обманщиками,

[Которые] не созерцают тебя, Камалу, стыд, красоту, постоянство, славу и процветание38. (37)

Хари, Хара и прочие лучшие из богов и асуры служат тебе,

А те глупые люди, что на земле не почитают тебя, о Мать, те обмануты Творцом. (38)

Хари собственноручно лаком из камеди окрашивает стопы-лотосы Рожденной Океаном,

А Трехокий также занят служением стопам-лотосам Дочери гор, [отряхивая с них] пыль39. (39)

Что же тогда говорить о прочих существах? Кто [из них] твоим стопам-лотосам не поклоняется?

Даже мудрецы, оставившие свои привязанности и дома, сосредоточившие разум на милосердии и терпеливости, и те почести им воздают. (40)

О Деви! Люди, которые, упав в колодец сансары, поклонением тебе не заняты,

Те, одолеваемые проказой, хандрой и головными болями, в нищете и убогости пребывают, многих радостей лишенные. (41)

[Те], которые заняты переноской дров или зерно сеют и собирают,

Нам известно, что они, малоразумные, твоим стопам не служили прежде никогда, о Мать! (42)

Вьяса сказал:

Так чествуемая богами, Амбика, исполненная состраданья,

Явилась незамедлительно, юная и прекрасная, (43)

Деви, облаченная в божественные одежды и украшенная божественными драгоценностями,

Прекрасным венком венчанная и дивным сандалом умащенная, (44)

Красотою очаровывающая мир, всеми благими знаками отмеченная,

Не имеющая другого, обликом ей равного, явилась она очам богов. (45)

Вознамерившись совершить омовение [в водах] Джахнави40, вышла из горной пещеры

В божественном облике Деви, самого Очарователя-вселенной в смущение повергающая41. (46)

К богам, занятым восхвалением, обратилась громко она,

Любовь источая, нежным и сладостным голосом, точно у кокиля . (47)

Богиня сказала:

О боги! Кто это здесь восхваляется вами

И ради чего, назовите дело ваше, отчего вы заботою томимы. (48)

Вьяса сказал:

Выслушав сказанное ею, были сбиты с толку великолепием ее красоты,

И благодаря ее участию духом воспрявшие, ей отвечали лучшие из богов. (49)

Боги сказали:

О Богиня! Тебя мы славим, о Владычица вселенной, склонившись, о океан сострадания,

Защити от всех несчастий нас, в страх ввергнутых и дайтьями преследуемых. (50)

Некогда ты, о Махадеви, вырвав шип-асура

Махишу, нам дар преподнесла: «В беде обо мне должно вспомнить, (51)

И благодаря этому от мук, вызванных дайтьями, я избавлю, без сомнения».

Поэтому твой образ в памяти и воскресили мы сейчас, о Богиня. (52)

Ныне два асура, Шумбха и Нишумбха, грозные обликом,

Стали творцами невзгод, неодолимые для людей. (53)

Могучий Рактабиджа, а также асуры Чанда и Мунда,

Эти и другие, великой силой наделенные, отобрали власть у богов. (54)

Нет другого прибежища для нас, кроме как у тебя, о могучая.

Сверши замысел богов страждущих, о стройная! (55)

Боги, постоянно занятые поклонением твоим стопам, все же горести из-за могучих асуров вкусили,

Их, преданности исполненных [тебе], о Богиня, избавь от несчастий, о Мать, стань же прибежищем для страждущих. (56)

Обереги весь мир, о Богиня, зная, что ты сама вселенную сотворила в начале юги.

О Родительница! В мире бедствия устраивают данавы надменные, своею силой опьяненные, о Мать! (57)

 

Так в пятой книге махапураны Девибхагавата заканчивается

двадцать вторая глава, называющаяся

«Боги просят Деви о помощи»

 

 

 

 

КНИГА ПЯТАЯ. СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ШУМБХИ И НИШУМБХИ. Глава двадцать первая. ШУМБХА И НИШУМБХА ЗАХВАТЫВАЮТ ВЛАСТЬ НАД МИРОМ Глава двадцать третья. БОГИНЯ СООБЩАЕТ ПОСЛАНЦУ ШУМБХИ О СВОЕЙ КЛЯТВЕ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту