Глава шестая. БИТВА МАХИШИ С БОГАМИ Глава восьмая. ЯВЛЕНИЕ БОГИНИ

Глава седьмая. МАХИША ОДЕРЖИВАЕТ ПОБЕДУ И СТАНОВИТСЯ ИНДРОЙ

Вьяса сказал:

Махиша, видя асуров в подавленном состоянии,

Оставил человеческий облик и обратился во льва. (1)

Издав ужасающий рев и распустив пышную гриву,

Он набросился на войско богов, пугая его выпущенными когтями. (2)

Ударами когтей лев заставил Гаруду истекать кровью,

А затем разодрал Вишну руку. (3)

Васудева же, не упуская его из виду, стремительно схватил диск.

Охваченный негодованием Хари возжелал умертвить [Махишу в образе льва]. (4)

И когда он с силою метнул диск, [Махиша] обратился в буйвола

И, могучий, боднул Хари рогами. (5)

Васудева, получивши удар рогами в грудь, зашатался,

А после обратился в стремительное бегство в направлении своей обители. (6)

Завидя, что Хари бежит, Шанкара, объятый страхом,

Считая его неуязвимым, вернулся на гору Кайласа. (7)

Брахма также не медля в страхе возвратился в собственные чертоги,

Но могучий Магхаван с ваджрой в руке продолжал сражаться92. (8)

Варуна, держа копье, сохранял присутствие духа.

Яма также, взяв жезл, предался битве. (9)

Также и Властитель якшей был занят в сражении,

И Павака, схватив копье, посвятил свои мысли бою. (10)

Повелитель звезд и Сурья остались вместе.

Взирая на того лучшего из данавов, они приняли твердое решение биться. (11)

В это время обступили [их] полчища разгневанных дайтьев,

Выпуская ливни стрел, подобных ядовитым змеям. (12)

Обратившись в буйвола, царь [дайтьев] был средь своих соратников.

Воины богов и данавов издавали нестерпимый шум. (13)

Звук тетивы и топот был подобен грому

В ужаснейшем побоище воинств богов и данавов. (14)

На рога [подняв] горы, их швырял могучий

И громил полки небожителей данава, опьяненный гордыней. (15)

Ударами копыт и хвоста богов

Разил обуянный яростью Махиша, изумительный в высшей степени. (16)

Затем боги вместе с гандхарвами, исполнившись страха, бежали,

И Магхаван при виде Махиши обратился вспять. (17)

А после того как удалился Шакра, Супруг Шачи, сражение покинув,

Бежали прочь Яма, Властитель богатств и Держатель петли, терзаемые страхом. (18)

Махиша, посчитав победу [одержанной], возвратился в собственную обитель,

Захватив слона Айравату, брошенного бежавшим Индрой. (19)

А также [он заполучил] Уччаихшраваса и [отобрал] у Бхану молочную корову Камадхену,

В сопровождении собственного войска он задумал вступить в Сваргу. (20)

Вскоре, вступив во владения богов, асур Махиша захватил

Их царство, покинутое ими, терзаемыми страхом. (21)

Данава воссел на великолепный престол Индры

И [прочих] данавов рассадил он по сидениям богов. (22)

Таким образом, ведя ужасную войну в течение полных ста лет,

Достиг положения Индры данава, опьяненный гордыней93. (23)

Все боги, преследуемые им, бежали с небес

И в течение многих лет бродили по горным пещерам. (24)

Изнуренные, они, о царь, нашли прибежище у Брахмы94,

Прародителя, Повелителя мира, являющегося олицетворенной раджа-гуной95, четырехликого, (25)

Восседающего на лотосе, источника Вед, которому служат мудрецы, им же порожденные,

Во главе с Маричи96, пребывающие в мире и сведущие в Ведах и ведангах, (26)

[А также] киннары, сиддхи, гандхарвы, чараны, ураги и паннаги.

Его восхваляли они, терзаемые боязнью, Бога богов, Наставника мира. (27)

Боги сказали:

О Создатель, отчего ты, устранитель несчастий всех [существ],

Лотосорожденный, видя, [что происходит], не являешь милосердия к богам,

Преследуемым, потерпевшим поражение в битве от владыки асуров, ниспавшим со своего положения, [вынужденным] жить в горных пещерах? (28)

Разве отец, пренебрегая пришедшим и к нему сыновьями, [пусть и] свершившими сотни преступлений, чуждый алчности, причинит им боль?

Ты же богам, исполненным преданности твоим стопам-лотосам, преследуемым дайтьями, несчастным, выказываешь пренебрежение. (29)

Обширным царством, принадлежавшим бессмертным, наслаждается он и принимает масло, предлагаемое брахманами на жертвоприношениях,

Пользуется он, порочный, цветами лучшего из деревьев, [принадлежавших] богам и коровой, явившейся из вод океанских97. (30)

Или разве то, что рассказываем мы о удивительных деяниях богов и их недругов, не ведаешь ты, о Владыка богов?

Благодаря твоему знанию все деяния всех [существ] тебе ведомы, поэтому, о

Господь, припадаем мы к стопам твоим. (31)

Куда бы не направлялись боги, различными способами грешноумный

Чинит им зло, дурно поступающий, ты же спаситель, о Владыка богов, даруй нам покой, о Господь! (32)

И никогда мы, словно опаляемые великим пламенем лесного пожара, к кому-то еще, установителем мира, испускающим безграничное сияние,

Владыкой тварей, являющимся желанным прибежищем для богов, изначальным Создателем, пренебрегнув, благим, не пошли. (33)

Вьяса сказал:

Так, вознеся хвалу, боги склонились перед Прародителем,

Сложивши ладони, с поникшими лицами. (34)

Видя их в печали, Прародитель мира

Обратился к ним с ласковой речью, словно обнадеживая их. (35)

Брахма сказал:

Что я могу поделать, о боги, ведь данава, гордый [полученным] даром,

Лишь женщиной может быть умерщвлен, но не мужчиной, так чем же помочь я могу вам? (36)

Сейчас мы отправимся, о боги, на Кайласу, лучшую из гор,

И, взяв с собою Шанкару, сведущего во всех делах, (37)

Посетим затем Вайкунтху, где [пребывают] бог Джанардана.

Собравшись, мы поразмыслим о том, что следует предпринять богам. (38)

Молвив так и сев на лебедя, Брахма

Повелел небожителям быть сзади и направился к лучшей среди гор - Кайласе. (39)

В то время Шива узнал об этом, будучи погруженным в созерцание, и навстречу Лотосорожденному,

Приближавшемуся вместе с богами, вышел из своего дома. (40)

Встретившись, они друг друга приветствовали,

Поклонились вместе со всеми богами и были довольны. (41)

Предоставив сидение каждому из богов по отдельности, Супруг Дочери гор

Воссел на свой престол, после того как боги были удовлетворены. (42)

Задав Брахме вопрос о благополучии98, Быкознаменный

Господь спросил богов о причине их прихода на Кайласу. (43)

Шива сказал:

Ради чего, о Брахма, явились сюда боги, пьющие сому,

Вместе с тобой, о великий участью, назови же причину этого. (44)

Брахма сказал:

Преследуемые Махишей, о Владыка богов, небожители,

Пьющие сому, блуждают в горных пещерах, трясясь от страха. (45)

Махиша стал наслаждаться жертвоприношениями, а также прочие недруги богов,

Преследуемые же ими Хранители мира нашли у тебя убежище. (46)

Я достиг твоей обители, о Шамбху, ибо трудно [предстоящее] дело,

Как предписано, так и сверши же дело богов, о Владыка! (47)

На тебе бремя всех небожителей, о источник мира!

Вьяса сказал:

Выслушав его слова, Шанкара, как бы улыбаясь, (48)

Обратил речь ласковым голосом к Лотосорожденному.

Шива сказал:

Это же тобою прежде содеянное дело – пожалование [Махише] дара, о Господь, (49)

Принесло вред богам99, так что же поделать теперь?

Такой могучий герой внушает ужас всем богам. (50)

Какая же прекрасная женщина будет способна умертвить его, опьяненного гордыней?

Ни моя супруга, ни твоя не смогут в битву вступить, (51)

А вступив они, великой долей обладающие, как будут сражаться?

И Индрани, о великий участью, не искусна в военном деле. (52)

А какая другая [женщина] сможет лишить жизни того грешника, опьяненного гордыней?

Мое мнение таково: отправившись к богу Джанардане (53)

И воздав ему хвалу, исполнить замысел богов его побудим мы.

Лучший из мудрейших Вишну помогает в достижении всех целей. (54)

Встретившись с Васудевой, мы поразмыслим, что следует предпринять.

И благодаря своему хитроумию, [прибегнув] к обману, он это осуществит. (55)

Вьяса сказал:

Так, выслушав слова Рудры, Брахма и остальные лучшие из богов

Молвили: «Да будет так!» и вместе с Шивой пустились в путь. (56)

На своих ваханах все они направились в град Вишну,

Видя добрые предзнаменования, предвещающие успех задуманного дела: (57)

Дули приятные, освежающие ветерки, несущие благоухание и благо сулящие,

Птицы пели песни, вселяющие в души радость, на всём [их] пути, исполненном благости,

Небеса во всех направлениях были безоблачными и ясными. (58 - 59)

 

Так в пятой книге махапураны Девибхагавата заканчивается седьмая глава,

называющаяся «Махиша одерживает победу и становится Индрой»

 

 

 

 

Глава шестая. БИТВА МАХИШИ С БОГАМИ Глава восьмая. ЯВЛЕНИЕ БОГИНИ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту