ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. БЕСЕДА ШАШИКАЛЫ С ОТЦОМ ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. БИТВА СУДАРШАНЫ С ЮДХАДЖИТОМ

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. СВАДЬБА СУДАРШАНЫ И ШАШИКАЛЫ

Вьяса сказал:

Услышав слова дочери, бранящий сам себя царь [Субаху] пошел к [собравшимся] царям и сказал: «Ступайте в свои лагеря, о цари, а завтра я проведу свадьбу. (1)

Кушанья и питье, предложенные мной, берите, все ко мне благосклонные, и завтра в мандапе, когда вы все соберетесь, я совершу должное дело. (2)

Не идет дочь моя в мандапу, что же делать мне, о цари? [Завтра] утром, успокоив дочь, я ее приведу, поэтому возвращайтесь в свои лагеря, о цари. (3)

Мудрые не враждуют с теми, кто находится в их власти, но милосердие должно быть постоянно явлено ребенку. Успокоив дочь, утром я приведу ее, ступайте же, о цари, куда хотите. (4)

Придумав состязание [для вас], на заре я проведу свадьбу. Все пришедшие цари должны собраться на сваямваре». (5)

Услышав слова [Субаху] и посчитав их правдивыми, цари разошлись по лагерям и, установив охрану возле города, стали совершать полуденные обрядыcccxxv. (6)

Субаху же, возвав благородных людей, совершил свадебные обряды.

Позвав дочь, вместе с лучшими из пурохит, знатоков Вед, (7)

Проведя омовение и другие обряды над женихом, а также украсив [его] для свадьбы драгоценностями,

Владыка земли ввел его в дом, в котором был жертвенник, и воздал ему почестиcccxxvi. (8)

Вместе с подушкой ачаманию, аргхью, две одежды, корову и две серьги

Предложив емуcccxxvii, как предписано, Индра среди людей возжелал отдать дочьcccxxviii с чистыми помыслами. (9)

Многомудрый Сударшана принял все подарки, данные царем. Видя это, Манорама успокоилась и стала думать, что эта украшенная драгоценностями дева с дивными волосами подобна дочери Океанаcccxxix, и что все ее обязанности исполнены. (10)

Его, почтенного дарением украшений и одежд, придворные, Исполненные радости, свободные от боязни, внесли в свадебную мандапу. (11)

Завершив украшение царевны, как положено, женщины, знающие предписанияcccxxx, в прекрасный паланкин Усадили ееcccxxxi и отнесли к жениху в четырехугольную мандапу. (12)

Разожгя огонь, пурохита совершил хому должным образом

И позвал обоих брачующихся, жениха и невесту, связанных друг с другом чувством любви. (13)

Совершив бросание [в огонь], как предписано, поджаренных зерен рисаcccxxxii и прадакшину вокруг огняcccxxxiii,

Они выполнили должным образом все предписания, соответствующие семье и готре. (14)

Затем царь Субаху, полный любви, во время свадьбы преподнес дары Сударшане: (15)

Двести хорошо убранных колесниц, вместе с конями, и колчаны, полные стрел, сто двадцать пять слонов, украшенных золотыми драгоценностями, подобных множеству гор, (16)

Сотню прекрасных слоних и сотню рабыньcccxxxiv, украшенных драгоценностями из золота. (17)

Царь подарил жениху также тысячу слуг, украшенных драгоценностями, несущих все виды оружия, драгоценные камни, дивные разноцветные одежды, подобающие [царевичу], в том числе и из шерсти. (18)

Он даровал ему прекрасные, просторные, дивные жилища и две тысячи превосходнейших коней из [страны] Синдхуcccxxxv. (19)

Он приказал ему [отдать] триста прекрасных верблюдов, несущих грузы, и отдал [в добавок] двести повозок, полных зерна. (20)

Поклонившись Манораме, царской дочери, сказал [он], сложивши прежде ладони: «Я раб твой, о царевна, о наилучшая, скажи же мне, чего ты хочешь?» (21)

И она обратила к нему прекрасную речь: «Благо тебе и увеличения царского рода. Я почтена тем, что моему сыну отдана в жены твоя дочь, лучшая из сокровищ. (22)

Я не дочь певца или магадхи, чтобы хвалить тебя, моего великого родича. Ты, лучший из владык земли, сделал моего сына [могучим], подобно Сумеру, породнившись с ним. (23)

О, твои деяния удивительны, велики и чисты, что же я могу сказать еще? Ибо сыну моему, изгнанному из царства, отдана тобой [в жены] почитаемая дочь, наилучшая [из женщин], (24)

Лишенному отца и живущему в лесу, нищему, без войска, питающемуся корнями и плодами. (25)

Как правило, цари имеют отношения с теми, кто равен им, происходит из знатных родов, обладает войсками и богатством. И никто бы не отдал [в жены] свою прекрасную дочь царевичу, который лишен богатства. (26)

Из-за этого твоего деяния все другие цари, имеющие войска, превратились в твоих врагов. Я же, будучи женщиной, не способна описать твое благородство. (27)

Субаху, царь Варанаси, услышав сладкие слова Манорамы, был очень обрадован, и, со сложенными руками, сказал ей: «О богиня!cccxxxvi Прими же мое царство, а я стану твоим военачальником и приложу все силы, чтобы защитить этот город. (28)

Или ты прими половину моего царства и оставайся здесь вместе с сыном. Я не хочу, чтобы вы покидали Варанаси и отправлялись [снова] жить в лес. (29)

Цари стали очень разгневаны, пойдя к ним, сначала я [попытаюсь] умиротворить их.

После этого прибегну к двум другим средствам: [дарам и сеянию раздоров], и если это не [поможет], то начну войну [с ними]cccxxxvii. (30)

О богиня! Победа и поражение [приходят] по воле Судьбы, но [все же] победа приходит к тем, кто на правом пути, а поражение к тем, кто на неправом пути. Так как же победа может достаться этим грешным царям? (31)

Услышав его слова, исполненные смысла, Манорама, получив [должный] почет и от этого всецело исполненная радости, успокоившаяся, произнесла речь, несущую благо: (32)

«О царь! Благо тебе, правь же царством, окруженный сыновьями, оставив страх. Сын же мой, вернув град Сакету, отправится в путь. (33)

Опусти же нас домой, и благо тебе дарует Бхавани. У меня, созерцающей Высшую Матерь, нет никакой заботы, о царь. (34)

Затем [царь и Манорама] стали разговаривать друг с другом на различные темы, произнося слова, подобные амрите. А утром цари, узнав, что произошло, затеяли ссору, и, исполненные гнева, подойдя к городу, сказали: (35)

«Сегодня, убив того [царя Субаху], положившего позор на наши головы, и юношу, не достойного жениться на царевне, мы заберем Шашикалу и богатства царя, ибо как мы можем, опозоренные,

возвращаться к себе домой? (36)

Слушайте же, звучат турии и раковины, и грохот мридангов усиливается. Слышая пение различных песен и чтение гимнов Вед, мы думаем, что царь [Субаху] завершил бракосочетание. (37)

Введя нас в заблуждение [своими] словами, в соответствии с предписаниями он совершил свадебные обряды. Подумайте, что следует делать, о цари, и придите к заключению. (38)

В то время как цари говорили так, царь, повелитель Каши, совершив выдачу дочери замуж, исполненный неизмеримой мощи, вместе со своими прославленными друзьями вышел, чтобы приветствовать их. (39)

Увидев пришедшего повелителя Каши, цари не произнесли ни слова и, разгневанные, молчали. (40)

Подойдя к ним и поклонившись, со сложенными руками, он сказал: «Приходите же, о цари, на трапезу в мой дворец. (41)

[Моя] дочь избрала в мужья того царя [Сударшану], и что я могу поделать, дурное или хорошее? Вы же должны оставаться в мире, [ведь вы] благородны и милосердны!" (42)

Услышав его слова, цари, охваченные гневом, ответили: «Вкусили мы уже [от твоих щедрот], ступай же домой, о царь!» (43)

Обустраивай свои дела, как хочешь, ведь все содеянное тобою - правильно. А все цари пусть возвращаются к себе домой». (44)

Субаху, услышав это, пошел, испуганный, в [свой] дворец, ]думая]:

«Что сделают эти лучшие из царей, взволнованные, исполненные злобы?» (45)

И после того как он ушел, цари устроили собрание [и решили]:

«Преградив путь, мы убьем Сударшану и заберем деву». (46)

Некоторые же сказали: «Что нам пользы в убийстве того царя [Сударшаны]? Посмотрев то, что произойдет, мы все разойдемся, куда глаза глядят». (47)

Произнеся такие слова, те цари заступили на дорогу и стояли [там].

Субаху же, придя домой, стал готовиться к отъезду [Сударшаны и Шашикалы]. (48)

 

 

Так в третьей книге махапураны Девибхагавата заканчивается двадцать вторая глава, называющаяся «Свадьба Сударшаны и Шашикалы».

 

 

 

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. БЕСЕДА ШАШИКАЛЫ С ОТЦОМ ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. БИТВА СУДАРШАНЫ С ЮДХАДЖИТОМ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту