ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ. НЕУДАВШАЯСЯ СВАЯМВАРА ШАШИКАЛЫ ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. СВАДЬБА СУДАРШАНЫ И ШАШИКАЛЫ

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. БЕСЕДА ШАШИКАЛЫ С ОТЦОМ

Вьяса сказал:

Субаху, выслушав слова дочери, исполненные [глубокого] смысла, стал терзаем мыслью: «Что делать мне теперь? (1)

Собрались владыки земли вместе с войсками и свитами, и они сейчас, могучие, восседают на ложах, жаждя битвы. (2)

И если я скажу им всем сейчас, что дочь моя не придет, то они, разгневанные и злонамеренные, лишат меня жизни. (3)

Нет у меня такого сильного войска или удивительных крепостей, благодаря которым я бы мог изгнать всех царей. (4)

Сударшана же еще ребенок, одинокий, без союзников и без денег. О, что же делать мне! В глубокую печаль я погружен». (5)

Размышляющий таким образом царь пошел к [собравшимся] царям, и поклонившись им, исполненный учтивости, сказал: (6)

«О цари! Дева, хотя и побуждаемая мной и ее матерью, не желает идти в мандапу. Что же делать мне? (7)

Я ваш слуга, я припадаю к вашим стопам и молю вас принять мое поклонение и вернуться в свои города. (8)

Я дам вам большое количество драгоценных камней, одежд и колесниц. Примите же все это и возвращайтесь к себе домой. (9)

Не во власти моей дочь-девушка, а принуждаемая, он может умереть, Тогда будет мне великое горе, и этим обеспокоен я. (10)

Вы, счастливые и могучие, исполнены сострадания,

[Скажите], ведь разве моя робкая дочь дурновоспитана? (11)

Я подмога вам, я слуга ваш во всех [делах],

И вы должны снисходительно отнестись к моей дочери. (12)

Вьяса сказал:

Услышав слова Субаху, ничего не ответили цари,

Но Юдхаджит, с очами, темно-красными от гнева, обуянный яростью, сказал: (13)

«О царь! Глупец ты, ибо говоришь, совершив порицаемое деяние. Как это по заблуждению может быть устроена сваямвара, если сомнение [в необходимости ее проведения] присутствует? (14)

Цари, собравшиеся здесь, созваны тобой на сваямвару,

И как сегодня они могут [просто так] возвратиться к себе домой? (15)

Зачем, пренебрегая всеми царями, Сударшане

Ты хочешь отдать дочь, разве подобает это ариямcccxxiii? (16)

Человек, желающий блага, сначала размышляет, а потом действует,

Ты же принялся за дело, не зная этого [правила]. (17)

Как, оставив этих царей, наделенных войсками и скотом, Ты сейчас можешь собираться отдать Сударшане дар [в виде девы]? (18)

Я убью тебя, грешника, а затем [я лишу жизни] и Сударшану,

Если ты не отдашь деву сыну [моей] дочери, таково мое решение. (19)

Пока я нахожусь здесь, кто другой может пожелать забрать деву,

Разве что Сударшана, ребенок, без богатства и без войска? (20)

Некогда в обители Бхарадваджи я позволил ему остаться по просьбе мудреца,

Но сегодня я не сохраню жизни ему, ребенку. (21)

Поэтому, обдумав все подобающим образом вместе с дочерью и супругой,

За сына моей дочери выдай милую деву с прекрасными бровями. (22)

Отдав эту прекрасную деву, стань же моим родичем,

Ведь желающий блага должен достичь высокого положения. (23)

А отдавая благую дочь, любимую как жизнь, Сударшане,

Одинокому, не имеющему царства, какого счастья ты собираешься достичь? (24)

Род, богатство, войско, красоту, царство, крепости и союзников [жениха]

Видя, следует отдавать невесту, а иным путем не достигается счастье. (25)

Подумай же о дхарме и о вечных правилах управления царством,

И действуй должным образом, чтобы не напрасным было [мое] наставление! (26)

Ты мне друг, и ради блага твоего я говорю:

Приведи дочь в мандапу, окруженную подругами, о царь. (27)

Когда она выберет [любого], кроме Сударшаны,

Тогда не будет ссоры, но свадьба будет сыграна, желанная тобой. (28)

Все другие цари благородны, наделены войском и равны [по достоинству твоей дочери],

Так зачем же тебе враждовать с ними, о лучший из царей? (29)

Иначе я заберу эту благую деву силой.

Так делай же так, чтобы не возникло ссоры, о лучший из царей. (30)

Вьяса сказал:

Таким образом побуждаемый Юдхаджитом, Субаху, исполненный горя, тяжело дыша, пришел во дворец и сказал [своей] супруге: (31)

«Дочери передай, о знающая дхарму, что если начнется раздор, то что я могу сделать тогда, о прекрасноокая?» (32)

Вьяса сказал:

Она, услышав слова мужа, пошла и сказала дочери: «О дитятко! Царь, отец твой, терзаем горем. (33)

Из-за тебя между царями началась ссора. О прекраснобедрая! [Любого] другого царя избери себе в жены, кроме Сударшаны. (34)

Если же ты все равно изберешь Сударшану, могучий Юдхаджит убьет тебя и меня, (35)

И Сударшану, ибо царь тот опьянен силой и доблестен. Если ссора произойдет, другой муж будет затем у тебя. (36)

Поэтому, оставив Сударшану, другого лучшего из царей избери в мужья, если ты желаешь счастья мне и себе, о газелеокая». И так матерью побуждаемую, ее затем отец [к этому] побуждал. (37)

Выслушав слова обоих, бесстрашная сыграть дева.

Дева сказала:

«Ты сказал правду, о лучший из царей, но ты знаешь мой обет. (38)

Я никогда не изберу в мужья другого царя, кроме Сударшаны, и если, о Индра среди царей, ты боишься [собравшихся] царей, (39)

То, отдав Сударшане, отпусти меня за город. Он, усадив меня на колесницу, уедет из твоего города. (40)

То, что должно произойти, [непременно] случиться, и не иначе, и ты не должен беспокоиться о том, что непременно произойдет, о лучший из царей. (41)

Чему быть, того не миновать, и нет в этом сомнения.

Царь сказал:

Мудрые, о дочь, никогда не поступают так безрассудно. (42)

Знатоки Вед говорят, что не следует ссориться [сразу] со многими [людьми]. И как я могу отпустить деву, отдав ее царевичу? (43)

Цари, исполненные враждебности, чего тогда только не сделают? Но если ты хочешь, о дитятко, состязания, то я устрою его. (44)

Я могу устроить [состязание], как прежде сделал Джанака на сваямваре Ситы,

И когда был вынесен им лук Шивы, тогда и устроено состязаниеcccxxiv. (45)

Такое же трудное [состязание], о стройная, могу устроить и я, и раздор, возникший между царями, утихнет. (46)

Кто победит, тот и станет твоим мужем, Сударшана или другой, кто окажется сильнее [остальных]. (47)

Победив, руку твою получит он, и таким образом ссора, начавшаяся между царями, прекратится. (48)

И я счастливо смогу провести свадьбу.

Дева сказала:

Услышав такое от тебя, я погружаюсь в океан сомнения, (49)

Ибо я думаю, что это глупая затея, ведь я избрала в сердце Сударшану в мужья и не может быть иначе. (50)

О царь! Сердце есть источник добродетели и порока. И когда я избрала [Сударшану] в сердце, как я могу забыть его и избрать другого? (51)

О царь! Если ты будешь хранить верность данному слову, я попаду в подчинение любому, и если один, два или более победят на состязании, я попаду в подчинение любому или всем из них. (52)

О отец! В этом случае ссоры могут возникнуть. И что мне делать? Я не могу дать согласия на это. (53)

Ты не должен [ничего] страшиться, о царь, отдай же меня в жены Сударшане, как предписано, и Чандика, без сомнения, защитит нас. (54)

Повторение ее имени, о царь, очищает от множества грехов, так повторяй же ее имя, думай о ее всемогуществе и устрой нам свадьбу. (55)

Иди же в собрание царей, и, со сложенными руками, попроси их придти завтра на сваямвару. (56)

А свадьбу проведи ночью мою в соответствии с предписаниями Вед и, дав [Сударшане] достойное приданое, отпусти [нас]. (57)

Взяв меня, уйдет сын Дхрувасандхи, и когда те разъяренные цари соберутся затеять сражение, (58)

Тогда Богиня окажет помощь нам, и он с теми царевичами вступит в бой. (59)

Если же по воле судьбы он падет в битве, то и я умру. Благо же тебе, дома вместе с войском оставайся, выдав меня замуж. (60)

Одна я пойду, вместе с ним желая насладиться.

Вьяса сказал:

Выслушав ее слова, царь тот, исполненный решимости, (61)

Подумал о том, что бы так и поступить, доверяя ей. (62)

 

 

Так в третьей книге махапураны Девибхагавата заканчивается двадцать первая глава, называющаяся «Беседа Шашикалы с отцом»

 

 

 

 

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ. НЕУДАВШАЯСЯ СВАЯМВАРА ШАШИКАЛЫ ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. СВАДЬБА СУДАРШАНЫ И ШАШИКАЛЫ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту