ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ. НЕУДАВШАЯСЯ СВАЯМВАРА ШАШИКАЛЫ | ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. СВАДЬБА СУДАРШАНЫ И ШАШИКАЛЫ |
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. БЕСЕДА ШАШИКАЛЫ С ОТЦОМ
Вьяса сказал: Субаху, выслушав слова дочери, исполненные [глубокого] смысла, стал терзаем мыслью: «Что делать мне теперь? (1) Собрались владыки земли вместе с войсками и свитами, и они сейчас, могучие, восседают на ложах, жаждя битвы. (2) И если я скажу им всем сейчас, что дочь моя не придет, то они, разгневанные и злонамеренные, лишат меня жизни. (3) Нет у меня такого сильного войска или удивительных крепостей, благодаря которым я бы мог изгнать всех царей. (4) Сударшана же еще ребенок, одинокий, без союзников и без денег. О, что же делать мне! В глубокую печаль я погружен». (5) Размышляющий таким образом царь пошел к [собравшимся] царям, и поклонившись им, исполненный учтивости, сказал: (6) «О цари! Дева, хотя и побуждаемая мной и ее матерью, не желает идти в мандапу. Что же делать мне? (7) Я ваш слуга, я припадаю к вашим стопам и молю вас принять мое поклонение и вернуться в свои города. (8) Я дам вам большое количество драгоценных камней, одежд и колесниц. Примите же все это и возвращайтесь к себе домой. (9) Не во власти моей дочь-девушка, а принуждаемая, он может умереть, Тогда будет мне великое горе, и этим обеспокоен я. (10) Вы, счастливые и могучие, исполнены сострадания, [Скажите], ведь разве моя робкая дочь дурновоспитана? (11) Я подмога вам, я слуга ваш во всех [делах], И вы должны снисходительно отнестись к моей дочери. (12) Вьяса сказал: Услышав слова Субаху, ничего не ответили цари, Но Юдхаджит, с очами, темно-красными от гнева, обуянный яростью, сказал: (13) «О царь! Глупец ты, ибо говоришь, совершив порицаемое деяние. Как это по заблуждению может быть устроена сваямвара, если сомнение [в необходимости ее проведения] присутствует? (14) Цари, собравшиеся здесь, созваны тобой на сваямвару, И как сегодня они могут [просто так] возвратиться к себе домой? (15) Зачем, пренебрегая всеми царями, Сударшане Ты хочешь отдать дочь, разве подобает это ариямcccxxiii? (16) Человек, желающий блага, сначала размышляет, а потом действует, Ты же принялся за дело, не зная этого [правила]. (17) Как, оставив этих царей, наделенных войсками и скотом, Ты сейчас можешь собираться отдать Сударшане дар [в виде девы]? (18) Я убью тебя, грешника, а затем [я лишу жизни] и Сударшану, Если ты не отдашь деву сыну [моей] дочери, таково мое решение. (19) Пока я нахожусь здесь, кто другой может пожелать забрать деву, Разве что Сударшана, ребенок, без богатства и без войска? (20) Некогда в обители Бхарадваджи я позволил ему остаться по просьбе мудреца, Но сегодня я не сохраню жизни ему, ребенку. (21) Поэтому, обдумав все подобающим образом вместе с дочерью и супругой, За сына моей дочери выдай милую деву с прекрасными бровями. (22) Отдав эту прекрасную деву, стань же моим родичем, Ведь желающий блага должен достичь высокого положения. (23) А отдавая благую дочь, любимую как жизнь, Сударшане, Одинокому, не имеющему царства, какого счастья ты собираешься достичь? (24) Род, богатство, войско, красоту, царство, крепости и союзников [жениха] Видя, следует отдавать невесту, а иным путем не достигается счастье. (25) Подумай же о дхарме и о вечных правилах управления царством, И действуй должным образом, чтобы не напрасным было [мое] наставление! (26) Ты мне друг, и ради блага твоего я говорю: Приведи дочь в мандапу, окруженную подругами, о царь. (27) Когда она выберет [любого], кроме Сударшаны, Тогда не будет ссоры, но свадьба будет сыграна, желанная тобой. (28) Все другие цари благородны, наделены войском и равны [по достоинству твоей дочери], Так зачем же тебе враждовать с ними, о лучший из царей? (29) Иначе я заберу эту благую деву силой. Так делай же так, чтобы не возникло ссоры, о лучший из царей. (30) Вьяса сказал: Таким образом побуждаемый Юдхаджитом, Субаху, исполненный горя, тяжело дыша, пришел во дворец и сказал [своей] супруге: (31) «Дочери передай, о знающая дхарму, что если начнется раздор, то что я могу сделать тогда, о прекрасноокая?» (32) Вьяса сказал: Она, услышав слова мужа, пошла и сказала дочери: «О дитятко! Царь, отец твой, терзаем горем. (33) Из-за тебя между царями началась ссора. О прекраснобедрая! [Любого] другого царя избери себе в жены, кроме Сударшаны. (34) Если же ты все равно изберешь Сударшану, могучий Юдхаджит убьет тебя и меня, (35) И Сударшану, ибо царь тот опьянен силой и доблестен. Если ссора произойдет, другой муж будет затем у тебя. (36) Поэтому, оставив Сударшану, другого лучшего из царей избери в мужья, если ты желаешь счастья мне и себе, о газелеокая». И так матерью побуждаемую, ее затем отец [к этому] побуждал. (37) Выслушав слова обоих, бесстрашная сыграть дева. Дева сказала: «Ты сказал правду, о лучший из царей, но ты знаешь мой обет. (38) Я никогда не изберу в мужья другого царя, кроме Сударшаны, и если, о Индра среди царей, ты боишься [собравшихся] царей, (39) То, отдав Сударшане, отпусти меня за город. Он, усадив меня на колесницу, уедет из твоего города. (40) То, что должно произойти, [непременно] случиться, и не иначе, и ты не должен беспокоиться о том, что непременно произойдет, о лучший из царей. (41) Чему быть, того не миновать, и нет в этом сомнения. Царь сказал: Мудрые, о дочь, никогда не поступают так безрассудно. (42) Знатоки Вед говорят, что не следует ссориться [сразу] со многими [людьми]. И как я могу отпустить деву, отдав ее царевичу? (43) Цари, исполненные враждебности, чего тогда только не сделают? Но если ты хочешь, о дитятко, состязания, то я устрою его. (44) Я могу устроить [состязание], как прежде сделал Джанака на сваямваре Ситы, И когда был вынесен им лук Шивы, тогда и устроено состязаниеcccxxiv. (45) Такое же трудное [состязание], о стройная, могу устроить и я, и раздор, возникший между царями, утихнет. (46) Кто победит, тот и станет твоим мужем, Сударшана или другой, кто окажется сильнее [остальных]. (47) Победив, руку твою получит он, и таким образом ссора, начавшаяся между царями, прекратится. (48) И я счастливо смогу провести свадьбу. Дева сказала: Услышав такое от тебя, я погружаюсь в океан сомнения, (49) Ибо я думаю, что это глупая затея, ведь я избрала в сердце Сударшану в мужья и не может быть иначе. (50) О царь! Сердце есть источник добродетели и порока. И когда я избрала [Сударшану] в сердце, как я могу забыть его и избрать другого? (51) О царь! Если ты будешь хранить верность данному слову, я попаду в подчинение любому, и если один, два или более победят на состязании, я попаду в подчинение любому или всем из них. (52) О отец! В этом случае ссоры могут возникнуть. И что мне делать? Я не могу дать согласия на это. (53) Ты не должен [ничего] страшиться, о царь, отдай же меня в жены Сударшане, как предписано, и Чандика, без сомнения, защитит нас. (54) Повторение ее имени, о царь, очищает от множества грехов, так повторяй же ее имя, думай о ее всемогуществе и устрой нам свадьбу. (55) Иди же в собрание царей, и, со сложенными руками, попроси их придти завтра на сваямвару. (56) А свадьбу проведи ночью мою в соответствии с предписаниями Вед и, дав [Сударшане] достойное приданое, отпусти [нас]. (57) Взяв меня, уйдет сын Дхрувасандхи, и когда те разъяренные цари соберутся затеять сражение, (58) Тогда Богиня окажет помощь нам, и он с теми царевичами вступит в бой. (59) Если же по воле судьбы он падет в битве, то и я умру. Благо же тебе, дома вместе с войском оставайся, выдав меня замуж. (60) Одна я пойду, вместе с ним желая насладиться. Вьяса сказал: Выслушав ее слова, царь тот, исполненный решимости, (61) Подумал о том, что бы так и поступить, доверяя ей. (62)
Так в третьей книге махапураны Девибхагавата заканчивается двадцать первая глава, называющаяся «Беседа Шашикалы с отцом»
|
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ. НЕУДАВШАЯСЯ СВАЯМВАРА ШАШИКАЛЫ | ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. СВАДЬБА СУДАРШАНЫ И ШАШИКАЛЫ |