ГЛАВА ШЕСТАЯ. ДАРОВАНИЕ ШАКТИ ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ОПИСАНИЕ ТРЕХ ГУН

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТТВ

Брахма сказал:

Таким образом я, Вишну и Шива лицезрели могущественную Богиню, о обладатель великой доли, а также ее прислужниц, одну за другой. (1)

Вьяса сказал:

Выслушав слова отца, Нарада, лучший из мудрецов, спросил Прародителя следующее. (2)

Нарада сказал:

Расскажи же, о Прародитель, о пуруше, изначальном, бессмертном, свободном от действия гун, непоколебимом, вечном, которого ты лицезрел и постиг. (3)

Ты видел Шакти, наделенную качествами, но какова [Шакти], лишенная качеств, о отец, ее природу и природу [пуруши] мне опиши, о Лотосорожденный. (4)

Ради этого я предавался великому подвижничеству на Шветадвипеcxlix и видел [там] великие души, аскетов, обладающих сиддхи и обуздавших гнев, (5)

Но Параматман, того, который доступен созерцанию, я не достиг, хотя снова и снова предавался суровой аскезе, о Прародитель. (6)

Ты видел прекрасную Шакти, наделенную качествами, о отец, но каковы [Шакти и пуруша], лишенные качеств, о них расскажи мне. (7)

Спрошенный так Нарадой, [его] отец, Прародитель, произнес слова, исполненные истины: (8)

«Форма лишенного качеств, не может быть зрима,

Зримое – преходяще, так как же у него может быть форма? (9)

Труднопостижимая Шакти, лишенная качеств, а также пуруша, лишенный качеств, постижимы мудрецами в созерцании. (10)

Пракрити и пуруша, знай, не имеют ни конца, ни начала,cl

И они постижимы через веру, а без веры их нельзя постичь никоим образом. (11)

Знай же, что сознание во всех существах есть высшая суть,

Оно – блеск, повсюду распростертый и во всех существахcli, о Нарада. (12)

Знай же, о обладатель великой доли, что он и она всенаполняющи и повсюду расположены, и в сансаре не существует ни одной вещи, лишенной ихclii. (13)

Они, объединенные и принявшие единый облик, вечные, представляющие собой чистое сознание, лишенные качеств, чистые, должны быть созерцаемы постоянно воплощенными. (14)

Что есть Шакти, то есть Параматман, а что есть Парам[атман], то есть Шакти, и тонкое различие между ними никому не ведомо, о Нарада. (15)

Даже изучив все шастры и Веды с ангами, о Нарада, [человек может] не знать тонкой разницы между ними, если он неотрешенный. (16)

Все это, движущееся и неподвижное, порождено самостью, и как же исполненный самости может постичь ее, [даже стараясь] сотню кальп? (17)

Обладающий качествами как [может] увидеть лишенного качеств, о сын?

Следовательно, размышляй, о обладатель великого разума, [лишь] о [вещах], наделенных качествами. (18)

Если на язык и на глаза воздействовать желчью, о лучший из мудрецов, то острый вкус и цвет желчи не будут узнаны. (19)

Так как же ум, заполненный [представлениями] о качествах, [может] знать свободное от качеств, он, знай, происходит от самости, так как же он может быть свободным от нее? (20)

Пока нет разрыва с [представлениями] о качествах, откуда может быть лицезрение [лишенного качеств]? Но когда он освободится от самости, тогда в сердце он увидит это. (21)

Нарада сказал:

Природу трех гун подробно, о Владыка богов, которая есть трехчастная аханкараcliii, (22)

Саттвичная, раджасичная и тамасическая с различием [между ними] опиши, о лучший из мужей. (23)

Поведай мне знание, обретя которое, я достигну освобождения, о господин – полное [знание] о признаках каждой из гун. (24)

Брахма сказал:

Я расскажу тебе о трех шакти, о безгрешный, джнанашакти, крияшакти и артхашакти. (25)

Джнанашакти [принадлежит] к саттвическому [проявлению аханкары], крияшакти – к раджасическому, дравьяшакти – к тамасическому – о трех сказано тебе. (26)

О производимых ими действиях я расскажу тебе, слушай же, о Нарада, воистину.

Из тамасической дравьяшакти происходят звук, ощущениеcliv, (27)

Форма, вкус, запах – [пять] танматр. Звук есть качество акаши, ощущение – качество ветра, (28)

Форма – качество огня, вкус – качество воды, запах – качество земли – эти тонкие и грубые [таттвы] должны быть известны, о Нарада, (29)

Десять, соединившиеся, наделенные дравьяшакти, и творение, порожденное тамасической аханкарой, является их следствием. (30)

От раджасической крияшакти происходят, слушай же меня, слух, осязание, вкус, зрение и обоняние – это пять (31)

Органов восприятия, а также пять органов действия – речь, руки, ноги, анальное отверстие и органы размножения, (32)

Прана, упана, вьяна, самана и удана – жизненные дыханияclv,

И они, пятнадцать, объединенные, называются раджасическим творением. (33)

Эти органы [ощущения и действия] наделены крияшакти, и материальной причиной их называется чид-анувриттиclvi. (34)

Исполненные Джнанашакти, из саттвического [проявления аханкары]

происходят Диш, Вайю, Сурья, Варуна и оба Ашвина, (35)

Пять божеств, управляющих пяти органами восприятия, Чандра, Брахма, Рудра и

Кшетраджнаclvii, это четыре [божества], (36)

Которые называются управляющими четырьмя подразделениями антахкараны:

буддхи, [манасом, аханкарой и читтой].clviii (37)

Вместе с манасом эти пятнадцать [элементов] называются саттвичными и [составляют] творение, именуемое саттвичным. (38)

Две формы есть у Параматмана: грубая и тонкая. [Первая], форма знания, самосущая, именуется причиной [мира]. (39)

[Вторая] форма, грубая, говорится, предназначена для созерцания садхак, и она известна как тонкое тело человека. (40)

Мое тело именуется Сутра-[атма], а [сейчас] я расскажу о грубом теле Брахмана, Параматмана. (41)

Слушай же, о Нарада, внимательно то, что, услышав, достигают освобождения.

Тонкие элементы, танматры, о которых упоминалось выше, (42)

В ходе панчикараныclix обращаются в пять грубых элементов. Так слушай же, что есть панчикаранаclx. (43)

Взяв прежде танматру вкуса в уме, пусть он будет разделен так, чтобы была вода, (44)

И разделив остальные элементы на части один за другим, пусть будут смешаны части при создании воды, восхитительной на вкус, затем. (45)

При разделении элементов появляется сознание, и после появления сознания возникает [чувство] «Я». (46)

Выше этого всего является изначальный Нараяна, бог, Бхагаван. (47)

Когда элементы отвердевают и принимают отчетливые формы, видимости достигнув, один за другим качества становятся явнымиclxi. (48)

У акаши только одно качество – звук, и нет других. У воздуха известны два качества – звук и прикосновение. (49)

У огня три качества – звук, прикосновение и форма, а у воды четыре – звук, прикосновение, форма и вкус. (50)

Качествами земли являются прикосновение, звук, вкус, форма и запах, и так, благодаря сочетаниям [этих элементов] возникает вселенная. (51)

Все живые существа возникают из части вселенной,

И говорится, что их восемь миллионов четыреста тысяч видовclxii. (52)

 

 

Так в третьей книге махапураны Девибхагавата заканчивается седьмая глава,

называющаяся «Происхождение таттв»

 

 

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ДАРОВАНИЕ ШАКТИ ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ОПИСАНИЕ ТРЕХ ГУН
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту